01.10.2017 Спасатель рассказал в интервью E1.RU, что масштабные эвакуации 29 сентября - это не учения.
Спасатели провели на ногах почти сутки.
Сотрудник МЧС рассказал о том, как спасатели пережили безумную пятницу 29 сентября, когда весь Екатеринбург был "заминирован". Николай (имя изменено по просьбе героя публикации) официально в отпуске, но в 2 часа дня ему позвонили и попросили выйти на работу – в городе была объявлена мобилизация всего личного состава всех подразделений.
– В общей сложности было 167 "минирований", из них на 103 объекта вызывали МЧС. Остальные – менее людные – проверяли только сотрудники полиции, – рассказал Николай. – Всё шло в порядке очереди, проверяли, отпускали машину, она только отъезжала – её сразу же отправляли на следующий адрес.
– Сколько времени на проверку одного адреса уходило?
– Везде по-разному. На жизненно важные объекты в первую очередь выезжали сапёры. В "Мегу" вообще в 2–3 часа поступил звонок, а приехали проверять уже часов в 21–22.
– Как это всё происходило, вы приезжали, а потом что делали?
– Наша задача – отреагировать и подготовиться к худшему развитию событий. Приезжали мы, скорая, создавали оперативный штаб на месте, дежурили там, помогали с эвакуацией. Пришлось с концерта эвакуировать людей, со свадьбы. С 12 дня, как это всё началось, звонки шли до ночи. Часов в 15 объявили чрезвычайную ситуацию, чтобы можно было дополнительные силы вводить. Ночью звонков стало меньше, и людей, которых вызывали из отпусков, выходных, стали отпускать по домам. Я работал с 14 часов и до 11–12 ночи, меня по-быстрому домой отпустили. Под утро в части оставалось по одной резервной машине. Но утром по второму кругу "Радугу" эвакуировали. Некоторые торговые центры писали "Все к нам, мы работаем!", а через десять минут – пожалуйста, вы тоже заминированы. Просто какой-то человек решил развлечься в пятницу. Весь город на уши поднял, произошёл, можно сказать, коллапс в городе. Весь город встал.
Спасатели разворачивали штаб у каждого "заминированного" объекта.
– Как же вы по пробкам ездили?
– Да, пробки были ужасные. У нас люди ещё не умеют пропускать спецтранспорт – независимо от того, маленькая беленькая скорая едет или большая пожарная машина. Просто не пропускали, все же торопились куда-то, пятница. Спецсигналы включишь – ещё пропускают, выключишь – и перестают. Хочется, чтоб горожане всё-таки понимали, что это наша работа, чтобы они пропускали технику и слушали указания спасателей, медиков и полиции.
– Как люди реагировали?
– Сначала улыбались, а потом, когда уже эта волна пошла, весь город на ушах стоял, началась паника. В городе что творилось – там машина за машиной мимо объектов с мигалками проносились, все спецслужбы были подняты.
– Не отказывались выходить?
– Сначала было такое, а потом активнее стали выходить. На свадьбе тамада вообще это всё обыграл, как будто так и задумано и это он заказал пожарных приехать к ним. Все выходили, фотографировались. А некоторые, не дожидаясь команды, начинали эвакуироваться. В "Гринвиче", например, сразу начали эвакуацию, как только эта волна пошла, потому что они понимали, что они будут эвакуированы. И буквально через 10 минут им звонок.
Полиция, медики и МЧС работали в эту пятницу до глубокой ночи.
– Машин хватало вам?
– Мы уже в строй ставили такие машины, которые доживают своё, можно сказать, на случай войны стояли в частях – резервная техника. Пока ездили, пять цистерн сломались. Помимо этого, в городе были возгорания всякие, рядовые – частный дом горел, ангар какой-то. Машины с этих минирований отправляли туда. Причём машины ездили по всему городу. Та, которая из Ленинского района, не должна выезжать, в итоге вообще стояла на Сибирском тракте, у "Комсомолла". Те машины, которые освобождались, их сразу отправляли дальше.
– Есть какие-то предположения, кто это всё устроил?
– Не знаю, может быть, это человек, которому было интересно посмотреть на работу спецслужб в такой ситуации – когда не 5–6 минирований, а весь город. Это кто-то, который более или менее умеет пользоваться компьютером. Сначала говорили, что это живой человек звонил через IP-телефонию. А будучи хорошим программистом, можно сделать так, что его никогда не найдут. А ближе к вечеру уже робот звонил, ни номер дома не говорил, ничего, просто говорил, что здание заминировано и через 40 минут взорвётся. Были звонки сначала в МЧС и полицию, а потом уже по зданиям. Я так понимаю, что они просто взяли телефонную книжку и пошли по списку: сначала административные здания, потом торговые центры, клубы, бары. Открывали, видимо, папку "концертные залы города" – и туда шли звонки, открывали другую папку – и звонили туда.
– Есть версия, что это учения…
– Нет, это не учения. Когда учения проводятся, спецслужбы предупреждают друг друга, чтобы технику выделили, людей вызвали, чтобы не парализовать работу. А тут все службы просто на ушах стояли, а, чтобы решать простые рядовые случаи, просто не хватало машин.
Водители в пробках не пропускали машины спецтранспорта.
Напомним, череда лжеминирований прошла в Екатеринбурге в пятницу, 29 сентября. Мы в течение 14 часов следили в режиме онлайн за тем, что происходит в городе. Свердловские полицейские уже возбудили в отношении лжеминёров три уголовных дела и пообещали найти виновных.http://www.e1.ru/news/spool/news_id-478298.html