27.09.2017 Правда ли, что существуют «безопасные костры», которые можно жечь на природе, какие возгорания опаснее - лесные или степные. В этом и не только «АиФ-Волгоград» разбирался с экспертом
Ушедшее лето надолго запомнится жителям региона масштабными природными пожарами. В августе - сентябре окрестности Волгограда и сельские районы буквально ежедневно оказывались во власти огненной стихии. Можно ли противопоставить разгулу опасной стихии современные технологии и полностью побороть природные пожары?
Об этом беседуем с экспертом по противопожарным технологиям, учёным из Волжского политехнического института - филиала ВолгГТУ Виктором Кабловым.
Печальные рекорды
Сергей Новицкий, «АиФ» - Нижнее Поволжье»: Виктор Фёдорович, где сложнее тушить пожар - в городской застройке или в степи и лесу?
Виктор Каблов: Ландшафтный пожар много коварнее, опаснее, чем любое возгорание в городе, среди городской застройки. Энергетика ландшафтного пожара огромна, а потенциальная площадь распространения огненного фронта в условиях степи, леса всегда стремится к бесконечности, если не принять срочных мер по подавлению, локализации огня.
С позиций технических не всё так просто именно при работе с природными пожарами. Посмотрите на статистику - скажем, сибирская, дальневосточная тайга в труднодоступной, безлюдной местности полыхает месяцами - от весны и до сезона осенних осадков, а мы современными средствами тушения пока лишь способны локализовать, ограничить наиболее опасные из таких пожаров. И не более того.
Виктор Каблов. Родился в 1948 году в Ошской области (Киргизия). В 1971 году окончил ВолгГТУ. С 1972 года преподавал в «политехе». С 2000 по 2015 годы был директором Волжского политехнического института (филиала) ВолгГТУ. Профессор, доктор технических наук. Заслуженный работник высшей школы РФ. Почётный гражданин Волжского. Создал экологический студенческий отряд «Экос», работающий по ликвидации последствий техногенных аварий и тушению природных пожаров России.
Нужно также учитывать, что обычные находящиеся на штатном «вооружении» пожарных расчётов в городах, сельских поселениях шланговые установки, водомёты с водой или портативные ранцы с разбрызгивателем крупные ландшафтные пожары не подавят. Нужно широкое применение современных, более эффективных средств пожаротушения. Такие средства в стране есть, разработана, например, мобильная установка «Пурга 30», способная в считанные минуты потушить пожар площадью с гектар и более. Установка воздействует на очаг пожара при помощи специальной «механической» пены, которая много эффективнее любого водного раствора для тушения. К сожалению, далеко не все подразделения противопожарной охраны в стране, в нашем регионе такими эффективными установками обладают.
- В целом нынешний год рекордный по природным пожарам?
- Вовсе нет, хотя масштабы возгораний весьма значительны. В сравнении с прошлогодним периодом, да, мы «горим» вдвое чаще. Но если сравнивать с печально знаменитым 2010 годом, тогда разгул стихии был ещё серьёзнее. В тот критический по ландшафтным пожарам год у нас «нагорело», по самым скромным подсчётам, на 50 миллионов рублей материального ущерба. В году нынешнем, несмотря на всю тяжесть ситуации, столь значительного ущерба мы пока избежали. «Пока» - в смысле постучу по дереву. Ведь полностью пожароопасный сезон мы ещё не прошли. Повсеместно за лето в степях, лесополосах, на городских пустырях накоплена сухая трава, которая воспламеняется, словно порох. И степной пал может пройти за считанные минуты огромные расстояния.
- Почему год от года число ландшафтных пожаров меньше не становится?
- Главная причина, если не брать в расчёт откровенный криминал, умышленные поджоги, неосторожное обращение с огнем, - это несоблюдение элементарных правил безопасности. Выезжая на природу летом, люди разжигают костры среди сухой травы, не задумываясь о возможных последствиях. При этом по соцсетям, в интернет-форумах активно гуляют какие-то байки о так называемых полностью безопасных кострах, которые якобы можно смело разводить на очищенных от растительности площадках в ямках-углублениях даже в жаркую и ветреную погоду. Но на самом деле любой открытый источник огня крайне опасен. Уследить за «бегством» огня в виде искр практически невозможно!
Ещё одна из причин также связана с человеческим фактором, но уже опосредованно. Сегодня накоплено слишком много мусора - пластикового, органического, стеклянного, и всё это часто способно к самовозгоранию. Наша природа захламлена настолько, что для возникновения возгораний уже часто не нужно прямого участия человека - в случае прозрачного пластика, стёкол срабатывает «эффект сфокусированных линз», и это приводит к тому, что подобный мусор может легко воспламениться.
Подсчитываем убытки
- В чём, на ваш взгляд, главный урок нынешних масштабных пожаров для властей?
- Необходимо широко проводить профилактические меры по предотвращению пожаров. Иначе так и будем постоянно жить по принципу «гром не грянет - мужик не перекрестится», ожидая всякий раз с тревогой, где в этот раз полыхнёт. Сейчас затраты на профилактику и тушение пожаров, последующее возмещение ущерба несопоставимы. Теряем на десятки миллионов, а вкладывать не хотим и сущие копейки в ряде случаев. Если мы хотя бы 10% от понесённого ущерба будем направлять на профилактику, то мы сможем существенно снизить потери. Видел на днях видеозапись с воздуха пострадавшей от огня местности в одном из сельских районов области - там на десятки километров теперь лишь чёрная обугленная земля на месте красивейшей речной поймы вблизи природного парка. Теперь этой местности восстанавливаться десятки лет! Это огромный ущерб лесному, сельскому хозяйству, упущенный туристический потенциал.
- Профилактика таких возгораний наверняка стоит многомиллионных затрат?
- Далеко не всегда. Часто это простейшие и весьма недорогие мероприятия, такие как создание минерализованных полос вдоль дорог, лесных массивов, повсеместный выкос сухой травы в поселениях, фермерских угодьях, вдоль трасс. Несколько больших средств, соглашусь, требует разработка многолетней противопожарной программы. В неё непременно должны входить меры по специальной защите от возгораний построек и лесных массивов с применением современных огнезащитных средств. Необходимо ликвидировать несанкционированные свалки мусора - любые отходы жизнедеятельности человека в лесу, степи, около сельхозугодий - дополнительный фактор повышенного риска возгораний. Необходимо создавать оптимальные биоценозы в лесополосах, хорошо известно - одни виды растений в степи, лесополосах подвержены возгоранию гораздо сильнее, чем другие. Например, сосновые посадки сгорают как спички, в то время как лесные посадки с некоторыми лиственными породами деревьев намного устойчивее к огню. Исходя из этого, нужно чрезвычайно пожароопасные ландшафты преобразовать по возможности в безопасные. Непосредственно в пожароопасный период, который у нас длится с мая и фактически по октябрь, должен быть многократно усилен мониторинг всеми средствами. Нужно широко подключать авиационную и спутниковую разведку. Бесценна и помощь самих жителей - ведь сотовые телефоны есть у всех. Мы можем стать регионом-лидером в этом вопросе, а не греметь на всю страну негативной информационной повесткой из-за постоянных пожаров.
- Как вы оцениваете действия в недавних пожарах профессиональных огнеборцев, властей?
- Наши пожарные действовали в основном грамотно и самоотверженно. Нужно отметить более оперативное и координированное руководство ликвидацией пожаров по сравнению с прошлыми годами. Например, в печально известном 2010 году мы потеряли фактически несколько сельских поселений под Камышином, Котовом, их пришлось потом отстраивать заново. Конечно, тактика и стратегия тушения пожаров должна совершенствоваться. Должно быть массированное и концентрированное применение авиации и другой современной техники, в том числе с привлечением сил из других регионов.
В зоне безопасности
- Из горящих степей огонь в ряде случаев чуть не зашёл в крупные сёла, дачные массивы. Спасло чудо?
По данным регионального МЧС, с начала 2017 года в регионе произошло свыше 6 тысяч загораний растительности и мусора, что в два раза больше показателей прошлого года.
- Такое «чудо», как уже отметил, - именно высокий профессионализм самих огнеборцев, своевременное подключение к тушению авиации. Кстати, потерь в жилом фонде можно было избежать полностью, если вокруг построек заблаговременно были бы созданы пожаробезопасные граничные зоны. Они должны быть шириной не менее 300 метров. В таких, образно говоря, «зонах пожарной безопасности» все постройки, заборы должны быть непременно обработаны огнезащитными составами. Кроме того, в самих посёлках должны быть сформированы противопожарные средства и добровольные противопожарные дружины, которые способны вести эффективную борьбу с огнём ещё до прибытия пожарных. А вот замусоренные участки степи, мусор, брошенные постройки в самих сёлах многократно повышают риск пожаров в поселениях. Такие очаги потенциальной опасности нужно свести к минимуму в любом поселении.
- Совсем нелепый пожар случился в конце августа прямо в центре Волгограда - на Центральной набережной. Загорелась крашеная декоративная щепа на газоне, которую разбросали к недавнему визиту в город-герой одной из вип-персон. Разве это не совсем из рук вон выходящий случай?
- Случайное или намеренное возгорание декоративной щепы на городских газонах, конечно, нонсенс. При жаркой, сухой погоде лучше вообще такой материал не применять - любой пожарный-профи однозначно выскажется против подобного риска. Но если уж совсем невозможно отказаться от такого «декоративного» решения, можно было обработать щепу огнезащитными составами, которые давным-давно разработаны и апробированы. Они бы свели риск возгорания практически к нулю.
Невидимые жертвы
- Если огонь всё-таки уничтожает лес, участок степи, долго ли природа восстанавливается?
- Есть исследования экологов по данному поводу. Они показывают: любой крупный природный пожар приводит к невосполнимым переменам в природном сообществе - некоторые растения, животные, насекомые, даже микроорганизмы могут «выпасть» из пострадавшей в огне экосистемы на десятки лет, а то и больше. Например, в нашей Волго-Ахтубинской пойме хуже всего переносят даже низовый, то есть проходящий низким ярусом леса, пожар дубравы. Эволюционно наши дубравы приспособились к огню, увы, очень слабо. Для них это высокий фактор риска, после первого же пала они вымрут либо сильно деградируют.
- Какие ландшафтные пожары наиболее опасны по последствиям – в лесу, поле или при горении мусорных свалок, полигонов?
- Горящие мусорные свалки, безусловно, опаснее. При горении огромного количества мусора в атмосферу выделяется целый «букет» остротоксичных соединений - хлорорганики, диоксинов и т. п. Хотя даже обычный пожар в лесу, степи образует при горении не сильно полезные, мягко говоря, для человека соединения - окиси углерода и азота, фенолы и т. п. В общем, любой масштабный огонь - враг нашему здоровью и безопасности.
Пена лучше воды
- Если пожары неизбежны, то чем с ними лучше бороться, действующие технологии полностью справляются?
- Наша страна, без преувеличения, занимает одну из самых передовых позиций и по организации тушения крупных природных пожаров, и по разработке новых технологий. Другой вопрос, насколько быстро они внедряются в практику. Исследования показывают: если заливать лесной, степной пожар и особенно пожар на хозпостройках, зданиях обычной водой, эффективность тушения может оказаться минимальной. Лишь 5 - 10% всей вылитой на рельеф воды реально подавляет огонь, остальная быстро стекает, уходит в подпочвенные горизонты, испаряется и т. п. Чтобы повысить этот показатель, в воду при тушении нужно добавлять специальные вещества, которые повышают вязкость, уменьшают скорость стекания, улучшают смачивание горящей поверхности, образуют устойчивую пену. Такие составы уже разработаны, успешно испытаны, в том числе, на базе нашего учебного центра ВолгГТУ. Весь вопрос в их массовом выпуске и натурных испытаниях. Принципиально новыми являются методы тушения пожаров с применением электромагнитных полей, искусственное вызывание осадков. Здесь тоже есть масса интересных разработок.
Прогресс в деле борьбы с пожарами, разумеется, наметился. Плохо вот только, что людское сознание от развития техники сильно отстаёт. В нашей стране выкинуть в ближайший куст пустую бутылку, оставить мусор на природе, увы, считается почти нормой, отношение к такому поведению в обществе пока что терпимое. А ведь обилие мусора в наших лесах, степях, оврагах - это не только показатель нашей общей культуры, но и фактор риска возникновения пожаров. Огромный, всё ещё пугающий фактор.
Кстати
Режим ЧС в связи с пожарами снят буквально на днях, а так называемый режим повышенного противопожарного риска сохраняется до сих пор. В эти дни, увы, адреса новых ландшафтных возгораний пополнились новыми огненными точками - полыхнуло под Быковом, Дубовкой, Даниловкой, в Кировском и Дзержинском районах областного центра. 20 сентября из-за степного пожара на несколько часов перекрывалось движение по федеральной быковской трассе.http://www.vlg.aif.ru/society/details/vremya_stepnogo_poroha_mozhno_li_polnostyu_predotvratit_landshaftnye_pozhary
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных