25.09.2004 При всех стараниях современной науки многие стихийные бедствия сваливаются на нас как снег на голову. Наводнение в Ленске, смерч под Новороссийском, сход ледника в Кармадонском ущелье… Недавно к списку неожиданных такого рода катаклизмов прибавилось землетрясение в Калининграде. К счастью, на этот раз обошлось без жертв и значительных разрушений. Однако сами ученые признаются: день, час, разрушительную силу подземных толчков не мог предсказать никто.
Между тем ежегодно жертвами стихии становятся тысячи россиян. По данным МЧС России, в 2003 году из-за чрезвычайных ситуаций природного и природно-техногенного характера пострадало около 15 тысяч человек, больше тысячи - погибли. Из года в год возникает все больше "внештатных ситуаций", связанных с изменением климата. Характерный пример - наводнение в Ленске. По словам начальника Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования Владислава Болова, все потенциально опасные места заторов на крупных сибирских реках, в том числе на Лене, спасателям известны. Чрезвычайная ситуация была маловероятна. Однако накануне два месяца стояли аномальные даже для Якутии холода. Столбик термометра - на минус 60. Это повлияло на толщину льда. Поэтому во время паводка огромные глыбы льда намертво перекрыли реку. В результате - снесен целый город.
Природа все чаще проверяет человека "на сообразительность". Жизнь людей зачастую зависит от решения, принятого специалистами. Наводнения, затопившего Темрюк в 2002 году, могло не быть, если бы не ошибка тех, кто мог предвидеть ход развития событий. Тогда создалась очень редкая для Краснодарского края погодная ситуация. Из-за обильного снегопада могли переполниться местные водохранилища. Операторами гидроузлов было принято решение открыть шлюзы, спустить часть воды. Однако они не учли, что из-за 27-градусного мороза река Кубань замерзла. Спущенная вода пошла поверх льда и затопила город.
Хуже всего прогнозам поддаются землетрясения. По словам ученого секретаря отделения катастроф Объединенного института физики Земли РАН Алексея Завьялова, на сегодня в России практически вся информация об этих стихийных бедствиях собирается постфактум. То есть сейсмографы записывают данные об уже произошедших подземных толчках. На этом основании делаются предположения о том, какие землетрясения стоит ждать в будущем. На специальные приборы, определяющие увеличение сейсмоопасных признаков, у государства нет денег. Но даже в тех странах, где они есть, например в Японии, самая совершенная аппаратура иногда оказывается бессильна определить надвигающуюся опасность. Человечество еще слишком мало знает о процессах, происходящих у него под ногами, в глубинах земли.
Иногда помощь людям оказывают животные. Известен случай, когда в 50-х годах из-за землетрясения на Камчатке рухнул дом. За несколько минут до этого в него вбежала собака и схватила младенца. Люди, находившиеся в доме, бросились догонять ее и в это время начались подземные толчки. Однако такого рода случаи - скорее, понятно, исключение...
Специалисты не питают больших иллюзий по поводу различных прорицателей. "Мы не отказываемся от сотрудничества с людьми, которые считают себя предсказателями, - рассказывает Владислав Болов. - За каждое предсказание они требуют десятки тысяч долларов. Мы готовы согласиться, но с условием - укажите нам конкретное время и место чрезвычайной ситуации. Таких оправдавшихся прогнозов еще не было".
В последнее время разрабатываются новые методики предупреждения чрезвычайных ситуаций. Например, в южном региональном центре МЧС России установлена первая в стране автоматизированная система, с помощью которой можно учитывать влияние геомагнитных возмущений на работу операторов на потенциально опасных объектах. В неблагоприятные дни на эти предприятия рассылаются предупреждения. Это позволяет снизить опасность возникновения чрезвычайных ситуаций./trud.ru/