11.07.2017 У пожаров нет границ: как российская противопожарная команда Гринпис оказалась в Германии и учила немцев тушить огонь? Об этом рассказал Антон Бенеславский, лесной пожарный Гринпис России.
Этим летом в деревне Фёгельзен, что в Нижней Саксонии, сотрудники Гринпис России провели семинар по тушению природных пожаров для членов местного Леспожарного патруля. Эту организацию создали несколько немецких пожарных, в том числе — Михель Херрманн. Михель — судья районного суда, счастливый отец троих детей и при этом пожарный. В Германии подавляющее большинство пожарных — это добровольцы, только в городах с населением более 100 000 жителей есть специалисты, которым платят зарплату. В сельской местности жители считают своим долгом защищать себя от огня. Истории добровольных пожарных дружин, по-немецки это звучит как Freiwillige Feuerwehr — более ста лет. Пожарная часть в Фёгельзен, где мы были, к примеру, создана в 1903 году.
Немецкие пожарные добровольцы содержатся на деньги муниципалитетов. Они прекрасно экипированы, обучены по единым стандартам и включены в единую систему управления. Внешне отличить немецкого пожарного добровольца от профессионального пожарного нельзя. Да и по уровню подготовки — тоже. При этом их экипировка и обучение нацелены на борьбу с пожарами именно в городской черте. В целом немецкая система организации пожарного добровольчества может служить примером, в отличие от российской. Единственная слабость — неподготовленность к крупномасштабным природным пожарам.
Такие пожарные части заточены именно на тушение пожаров в домах и способны справляться с маленьким природным пожаром, но если пожар охватывает площади в несколько тысяч гектар, городские дружины оказываются бессильны, просто потому что это очень разные виды пожарной работы. Наблюдая, как городские пожарные проигрывают борьбу с огнём в Испании, Португалии, Чили, Аргентине, Бразилии, Индонезии, США и Канаде, Михель решил, что ему, его коллегам, его стране нужна команда именно лесных пожарных. Так возник Леспожарный патруль (ForestFireWatch). В этом смысле преимущество Германии в том, что инициативу граждан тут уважают. Дружеские и рабочие связи Михеля позволили ему вовлечь в новую идею многих коллег-пожарных, лесников, сотрудников ООПТ. Оставалось дело за малым – найти тренеров.
Как же так вышло, что немецких пожарных учат сотрудники российского Гринпис? Сейчас в социальных сетях много сообществ лесных пожарных. Для пожарных границы не важны. Впрочем, пожары про границы вообще ничего не знают. В таких сообществах делятся идеями, обсуждают новости, шутят вместе и скорбят вместе… В таких сообществах нормой является слово поддержки и дельное предложение в адрес человека из другой страны. Именно в таком сообществе Михель и нашёл сотрудников Гринпис России и попросил приехать и научить.
Пожарная программа Гринпис России существует с 2010 года. Она была создана профессиональным пожарным — Григорием Куксиным. За время своего существования сотрудники пожарной программы добились законодательного запрета на палы сухой растительности, стали экспертами в области тушения торфа. Сотрудники Гринпис проводят занятия для официальных пожарных структур в России, выпустили учебные пособия совестно с Авиалесоохраной, Рослесхозом и ВИПКЛХ . За годы работы обучили сотни добровольцев в России в самых разных регионах и потушили несколько сотен пожаров.
И вот в 2016 году сотрудники Гринпис России первый раз оказались в Германии, провели тренировки для двух добровольных пожарных дружин, а затем группы волонтёров Гринпис Германии. В этом году на обзорный семинар собралось уже два десятка командиров немецких пожарных формирований, сотрудники лесной службы. А на трёхдневном тренинге вместе учились тушению пожаров на природных территориях добровольцы ForesFireWatch, Friewillige Fuerwehr Vögelsen, Service d’Incedendie (Люксембург) и волонтёры Гринпис Германии.
Очень важно, что борьба с природными пожарами рассматривается не как набор технических действий по тушению, но как природоохранная деятельность. Как и тренеры Гринпис, Михель Херрманн убеждён в том, что причинами ухудшения пожарной ситуации являются изменение климата, безответственное землепользование, когда леса попросту превращаются в сельхоз земли или когда естественные экосистемы заменяются монокультурными плантациями, например, эвкалиптом и сосной, которые возгораются как горючее. Михель немало сил потратил на то, чтобы понимание глубинных причин пожарных катастроф стало общепринятым. И именно благодаря общему пониманию того, что природные пожары усиливаются благодаря разрушению окружающей среды человеком, семинар стал одинаково комфортным для пожарных, и для волонтёров Гринпис.
Теперь наша сеть пожарных, которые воспринимают пожары как проблему природоохранную, стал немного больше. Ребята из Люксембурга просятся в Россию — тушить наши поля и леса. Просто потому что они — пожарные, и им есть дело. И создание добровольческих лесопожарных групп уже не кажется чем-то сверхсложным — потому что таких как Михель Херрманн, немецкий судья, пожарный и просто небезразличный человек, в мире очень много.http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/blogs/green-planet/blog/59818/