07.07.2017 Начальник Главного управления МЧС России по Омской области, генерал-майор внутренней службы Владимир Корбут рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" о борьбе с паводком, эффективности добровольческой пожарной охраны и профилактике как главном механизме предотвращения чрезвычайных ситуаций.
- Владимир Валентинович, Омскую область сложно отнести к регионам повышенного риска, когда речь идет о возможных чрезвычайных ситуациях. Их перечень из года в год практически не меняется. За последнее время Омская область демонстрирует динамику снижения числа погибших на пожарах, на воде, снижается и само количество ЧС. Это говорит о качестве работы управления, или беда все-таки чему-то учит людей, и они становятся бдительнее?
- Мы анализируем все риски возникновения чрезвычайных ситуаций, существующие в нашем регионе. Этот анализ охватывает данные десятков и даже сотен лет. Соответственно, специалисты центра прогнозирования и мониторинга в Главном управлении составляют прогноз и делают расчет на каждый сезон. Например, паводок в селе Затон Черлакского района может повторяться с периодичностью пять-шесть раз за десять лет. Рисков возникновения ЧС в Усть-Ишимском районе, наоборот, последнее десятилетие не было вообще. Возникновение ЧС в рамках прогнозируемых рисков напрямую зависит от человеческого фактора. Поэтому мы строим работу не по ликвидации, а по предупреждению. Можно ли предупредить взрыв газа, разрушение зданий и сооружений? Да, можно, если своевременно проводить обучение населения, информировать - это тоже меры предупреждения. Кроме того, проводить различные акции, чтобы научить людей не впадать в панику и оказывать помощь в любых экстремальных ситуациях. Наша основная задача - зная основные риски возникновения ЧС на омской территории, прогнозировать их и проводить предупредительные мероприятия, чтобы минимизировать последствия. Наиболее острые вопросы рассматриваются на комиссиях по чрезвычайным ситуациям, которые созданы при правительстве Омской области и в каждом муниципальном образовании. По итогам руководителям учреждений даются рекомендации о выполнении превентивных мероприятий, которые направлены на максимальное снижение последствий, если чрезвычайная ситуация все-таки произошла.
- Достаточно спокойное прохождение паводка в Омской области в этом году - следствие принятых предупредительных мер, или это дают о себе знать погодные особенности, принесшие после сложного паводка 2016 года "затишье"?
- Наверное, все в комплексе. К паводку 2017 года мы стали готовиться еще в прошлом году. Понимая, из-за чего у нас подтапливаются некоторые населенные пункты, райцентры, мы провели ряд мероприятий, понижающих риски возникновения этих подтоплений. Во-первых, были организованы искусственные водоемы для сбора и дальнейшего отведения талой воды. Правительством Омской области принято решение о выделении средств для закупки мощных насосных станций, которые позволяют откачивать более 100 литров в секунду. Они мобильны, поэтому их можно перемещать в различные точки, обеспечивая минимальные затраты по ГСМ и персоналу. Во-вторых, от поселка Мангут в Называевском районе, который подтапливается паводковыми водами, идущими из Тюменской области, проведен канал с возможностью сброса воды из реки Оша в Иртыш. В-третьих, в Тарском районе сделана ливневая канализация, которая позволяет отводить талые и сточные воды.
Если бы снеготаяние в этом году было таким же быстрым и обильным, как в 2016-м, наверное, последствия были бы более значительными. Но, к счастью, все обошлось. Что касается поселка Затон, который на протяжении последних лет подтапливается несколько раз за год, то мы оказали всестороннюю помощь населению. Первая волна подтопления поселка весной была вызвана прохождением ледохода, вторая - природоохранными попусками на Шульбинской ГЭС в Казахстане. В этом году наши соседи сбросили достаточно много воды. Для Иртыша это, конечно, благо - река очищается. Но, тем не менее, Затон подтопило. Все время, пока вода была в Затоне, на месте работала оперативная группа спасателей, и население не было брошено.
Что касается паводка в Усть-Ишимском районе, такое мы встречали впервые за всю историю природных наблюдений. Если уровень Иртыша в этом году здесь был ниже на один метр, то река Ишим, наоборот, дала прирост на один метр. Начальником Сибирского регионального центра МЧС России генерал-лейтенантом Сергеем Диденко было принято решение о выделении группировки Сибирского спасательного центра в количестве 120 человек. Кроме того, наша группировка из 80 человек работала в районе с 19 мая. Они возвели три дамбы, усилили самую большую, Ишимскую, защищающую 92 дома, сделали обсыпку дорог по периметру. Людей мы из этих домов эвакуировали, поскольку в случае прорыва дамбы вода в течение нескольких минут поднялась бы под крыши. В распоряжении оперативной группировки есть все необходимое, чтобы оказывать населению помощь и содействие: плавсредства, машины высокой проходимости, беспилотные летательные аппараты. С помощью прогнозирования и своевременного выполнения инженерных работ нам удалось снизить риски неблагоприятного прохождения паводкового периода. Сегодня уровень воды в Иртыше по всей территории Омской области стабильно снижается, угрозы новых подтоплений нет. Хочу отметить, что благодаря принятым мерам, работе группировки Сибирского спасательного центра и комиссий по чрезвычайным ситуациям в этом году у нас нет ни одного подтопленного дома.
- Что представляет собой сегодня материально-техническая база омского управления МЧС? Всего ли хватает?
- Всегда чего-то не хватает, но хочу подчеркнуть, что задачи, которые стоят перед Главным управлением, мы выполняем в полном объеме. Главное, у нас создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Мы знаем, какая техника есть в наличии в той или иной организации. Если зимой отключится электроэнергия и котельные остановятся, мы знаем, где поблизости взять дизельную электростанцию; если обрушился дом, известно, где взять кран с большим вылетом стрелы, чтобы экстренно оказать помощь. Неправильно утверждать, что вся техника сосредоточена только в МЧС. Собственные силы у нас достаточно хорошие, но есть и дополнительные ресурсы, применяемые и при пожаротушении, и в борьбе с паводком.
При тушении лесных, ландшафтных пожаров ГУ МЧС России по Омской области оказывает помощь главному управлению лесного хозяйства региона. В этом году природа к нам милостива. В мае на территории региона был введен противопожарный режим, население оповещено о запрете на выжигание сухой травы, разведение огня и так далее. Благодаря комплексному подходу к проблеме управление в этом году отвлекает минимальное количество сил на тушение природных пожаров. Казалось бы, не хватает вертолетов для работы в отдаленных районах, но ведь большую часть года они стояли бы без дела, требуя при этом немалых средств на обслуживание. Группировка, созданная в Сибирском региональном центре, обеспечивает авиационное прикрытие всего Сибирского федерального округа. Один вертолет МЧС России на протяжении паводкового периода стоял на площадке омского аэропорта, готовый в любой момент вылететь для оказания помощи.
- Пришлось ли воспользоваться этим ресурсом хоть раз?
- Слава Богу, нет, но зато мы знали, что если нам, например, срочно надо будет перевезти 10 тыс. мешков, чтобы на месте наполнить их песком и усилить дамбу, вертолет за два часа доставит все необходимое на место. Авиация МЧС - это грамотное расходование государственных средств. Нельзя в каждом субъекте поставить многомиллионное оборудование, которое использовалось бы один раз в год.
- Как выстраивает МЧС взаимодействие с властью в районах для обеспечения надежной защиты населения от огня в пожароопасный сезон? Как показал себя институт добровольной пожарной охраны?
- Прежде всего, хочу сказать, что Главное управление МЧС России по Омской области было инициатором регионального закона о создании института сельских старост. На данный момент закон принят, разработаны методические рекомендации и схемы действий. Старосты есть сегодня в каждом населенном пункте. В случае чрезвычайной ситуации они связываются с единой диспетчерской службой, и реагирование происходит быстрее.
Кроме того, в районах созданы патрульные, маневренные и патрульно-маневренные группы из числа добровольцев. У них есть свои маршруты, по которым они совершают объезд территории и ведут мониторинг обстановки. В распоряжении маневренной группы - средства пожаротушения. Патрульная группа объезжает садовые участки и, если видит нарушение норм пожарной безопасности, сообщает маневренной или патрульно-маневренной группе, чтобы огонь можно было быстро потушить, а нарушителя - привлечь к ответственности.
Сейчас в МЧС России ведется масштабная работа по созданию корпуса добровольной пожарной охраны. На территории Омской области в этом году должен появиться 21 пост ДПО. Он создается силами муниципального образования и позволяет обеспечить прикрытие, в первую очередь, тех населенных пунктов, которые удалены от стационарных пожарных постов. На данный момент таких стационарных постов в регионе создано более сотни. Они охватывают большую часть населенных пунктов на территории региона.
- Уже есть конкретные примеры, где система ДПО сработала эффективно?
- Я скажу так: не было еще случаев, когда добровольная пожарная охрана не выходила на пожар и не выполняла свою функцию. Это дополнительные силы в плюс к основным, без них было бы сложно. К примеру, если машина МЧС приезжает на место горения, и рядом нет водного источника, то добровольцы элементарно помогают подвозить воду. Есть случаи, когда мы представляли добровольную пожарную охрану к нашим ведомственным наградам, вручали грамоты.
- Институт добровольчества предполагает высокую степень сознательности человека, отсутствие инертности, неравнодушие к судьбе соседа. Сложно поверить, что сегодня можно вовлечь в эту работу, большое количество людей при отсутствии денежного вознаграждения...
- К сожалению, это так. В налаживании этой системы есть определенные трудности, и они связаны с тем, что безвозмездно, без льгот, люди неактивно входят в ряды добровольцев, тем более, понимая, что это определенный риск для жизни. Но если происходит пожар, глава поселения, староста поднимает народ, и люди, отстаивая свое жилище, совершают подвиг. С предупредительной работой сложнее, мы являемся своего рода генератором, который постоянно мотивирует людей действовать, проходить по дворам, информировать жителей на сходах. Благодаря всему этому удается ежегодно снижать статистику гибели людей на пожарах. За эти полгода, например, она снизилась на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Само количество пожаров сократилось на 17%. Снижение идет и по сумме материального ущерба, и по количеству погибших на воде.
- Как удается проводить профилактику чрезвычайных ситуаций на воде, ведь в большинстве случаев тонут люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения?
- Законодательно обеспечение безопасности людей закреплено за муниципалитетами. Мы проводим эту работу вместе с ними. Уже на протяжении многих лет не фиксируются случаи гибели людей на оборудованных пляжах. Несчастные случаи происходят в местах, запрещенных для купания и рыбной ловли. Чтобы предупредить эти случаи, мы не только информируем население, но и проводим ежедневные обходы территорий, перекрываем подъезды к ним совместно с ГИБДД. Недавно начали применять беспилотную авиацию, которая позволяет определить место нарушения и оперативно передать информацию в Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России.
- Как выглядят показатели Омской области в контексте Сибирского Федерального округа?
- Главное управление МЧС России по Омской области, к сожалению, не в лидерах, однако и не в отстающих. Мы удерживаем твердую середину. На сегодняшний день у нас снижение по всем показателям оперативной деятельности, сотни спасенных жизней граждан региона. Омичи могут быть уверены, что в случае необходимости специалисты ведомства всегда придут на помощь и сделают все возможное для сохранения жизни и здоровья.http://www.interfax-russia.ru/Siberia/exclusives.asp?id=848460