30.03.2017 В Архангельске впервые продемонстрирована российская техника, созданная для работы в условиях низких температур
В подразделениях МЧС, базирующихся за Полярным кругом, в 2017 году появятся новые пожарно-спасательные машины. Они могут работать даже при температуре -60°C, и не только тушить пожары, но и резать паводковый лед. В четверг на Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» в Архангельске МЧС России презентовало три вида таких автомобилей.
Первый из представленных образцов – аварийно-спасательный автомобиль для работы в условиях Арктики «ПСА-Север». Он был создан учеными Академии Государственной противопожарной службы МЧС России совместно с инженерами ОАО «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования» при участии Якутского отделения РАН. На его разработку ушло четыре года и пока этот автомобиль существует в единственном экземпляре. Создатели «ПСА-Север» утверждают, что он в десять раз надежнее, чем обычные пожарные машины, у которых в условиях низких температур начинается интенсивное охлаждение механизмов.
У нового автомобиля дополнительно обогревается пожарная надстройка, а насос размещается в утепленном модуле. Используется и кавитационный насос, способный подогревать два литра воды в секунду до +70° С и обеспечивать работоспособность системы при температуре окружающего воздуха до -60° C. То есть, вода в рукаве не замерзнет, как это происходит в обычной машине. Автомобиль также укомплектован осветительной мачтой, генератором, пожарным и аварийно-спасательным оборудованием.
Вторая новинка форума - пожарный многоцелевой автомобиль (АПМ), оснащенный установкой пожаротушения температурно-активированной водой (ТАВ). Пока существует всего две таких опытных машины – в Москве и Санкт-Петербурге. По словам разработчиков, ТАВ комбинировано сочетает свойства текучести и образования мелкого водяного тумана. Вода нагревается при увеличенном давлении до высоких температур, в результате происходит изменение её растворяющих и удерживающих свойств - этот процесс называется "активацией воды". Использование ТАВ позволяет обойтись без пожарных стволов с дорогими насадками. В число преимуществ ТАВ входит и уменьшение расходов воды для ликвидации очага возгорания как минимум в 10 раз, что очень важно в условиях Севера.
АПМ не только тушит пожары, но и режет лед, что уже было опробовано во время паводка в Архангельской области. Подобную резку льда специалисты признали наиболее эффективной и безопасной для человека, гидротехнических сооружений, флоры и фауны. Таким же способом можно освобождать от обледенения строительные конструкции, ледовые переправы и различные транспортные средства. Эти превентивные меры позволяют безопасно пропускать ледоход без угрозы повреждения опор мостов и создания заторов в местах переправ.
Третий образец, продемонстрированный на выставке – пожарный автомобиль в арктическом исполнении. 15 таких машин уже начали работу в разных городах России.
По словам главы МЧС Владимира Пучкова, на сегодняшний день в Арктической зоне созданы и функционируют шесть комплексных спасательных центров, а до 2020 года будут построены еще четыре. Таким образом МЧС России завершит покрытие арктических широт.
За пять лет пожарными и поисково-спасательными формированиями в Арктике проведено более шести тысяч поисково-спасательных работ и спасено более 14 тысяч человек.http://izvestia.ru/news/674931