24.08.2004 Поступающий завтра в Госдуму бюджет примечателен не только беспрецедентной долей расходов на безопасность, но и тем, что в нем впервые появились цели. И за их недостижение министров обещают наказывать.
Российский бюджет переводится на программно-целевой метод, разработанный в правительственной комиссии по результативности бюджетных расходов. Его суть в том, что теперь министерствам и ведомствам будут выделять деньги по результатам работы, а сами результаты измерят в цифрах. Эффективность оценят по показателям, применяемым международными организациями, по результатам социологических исследований и данным госстатистики.
Попытаемся понять, как работает эта система на примере. У правительства теперь есть четыре цели – повышение качества жизни, рост экономики, создание потенциала для будущего развития страны и обеспечение безопасности. Повышение качества жизни зависит, в частности, от ее средней продолжительности, за которую несут ответственность в основном Минздрав и МЧС. "Жизненные" показатели связаны в том числе с количеством погибших на пожарах и числом утонувших при наводнениях – эти цифры уже целиком на балансе МЧС. Их легко посчитать, и очевидны люди, которых можно наказать или наградить за соответствующую динамику.
В чрезвычайном министерстве уже почувствовали, что над ними зависла карающая длань, и уменьшили показатель смертности на пожарах, даже не попросив дополнительных денег из бюджета. Для этого потребовалось лишь слегка перестроить работу. На тревожный вызов первой выезжает небольшая мобильная бригада, единственная задача которой – спасение людей. Традиционные пожарные команды приезжают на место в те же сроки, что и раньше. Их дело – тушить огонь.
Аналогичным образом другие цели разбиваются на подцели и сводятся к конкретным числам. Самое главное здесь в том, что появляются показатели деятельности чиновника в виде цифр. Их можно посчитать, а значит, на "ковре" у начальника не удастся отделаться общими словами: "работаем", "процесс пошел", "сделали все возможное", "отрасль чувствует себя хорошо" и т.д.
Конечно, реальность сложнее схемы. Надо придумывать показатели, которые сам чиновник не исказил бы приписками. Кроме того, в жизни все так переплетено, что трудно разобраться, кто на что влияет. Например, Министерство финансов должно добиться повышения суверенного рейтинга России по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте с "BB+" до "BBB+" в 2007 году и до уровня "A" в 2012-м. Standard&Poors повысит рейтинг, если в РФ улучшится инвестиционный климат –появятся хорошие законы, установится стабильность и т.д. Однако, как заявил "Новым Известиям" источник в правительстве, рейтинг будет поднят хотя бы до AA-, только "если мы выпустим из тюрьмы Ходорковского, извинимся перед ним и выплатим ему компенсацию". Но это уже совсем не в компетенции Минфина, хотя отвечать за кредитный рейтинг будет именно ведомство Алексея Кудрина.
В правительстве также зреет мысль, что с точки зрения новой методики составления бюджета самым эффективным антитеррористическим ведомством должно стать не Минобороны, МВД или ФСБ, а… Министерство сельского хозяйства. Если Минсельхоз с помощью субсидий восстановит традиционное крестьянское хозяйство на Северном Кавказе, то это вернет к мирной жизни гораздо больше боевиков, чем прослушивание телефонных разговоров и горные рейды спецназовцев. Самые прогрессивные деятели считают, что в длительной перспективе мирное сосуществование людей разных культур – чеченцев и русских – может обеспечить только Министерство культуры. Однако на Минкульт пока надежды мало, ведь оно предлагает оценивать результаты своей деятельности по количеству музеев, имеющих страницу в Интернете./newizv.ru/