01.12.2016 МЧС России до 2020 года модернизирует деятельность всех межрегиональных и региональных центров управления в кризисных ситуациях с целью повышения эффективности функционирования системы антикризисного управления в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. О том, как функционируют ЦУКСы сейчас и какие изменения планируются, рассказал в интервью "Интерфаксу" заместитель начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России генерал-майор Сергей Воронцов.
- Сергей Владимирович, на совещании в Ростове-на-Дону 1 ноября глава МЧС России Владимир Пучков сообщил, что в ближайшие годы должна быть проведена модернизация всех межрегиональных и региональных центров управления в кризисных ситуациях. В чем суть предстоящих изменений?
- Да. Министром поставлена задача провести модернизацию до 2020 года. Любая система не может функционировать успешно без постоянного совершенствования. Тем более, в нынешнее время стремительного развития технологий, систем связи и управления.
Напомню, с чего начиналось создание системы антикризисного управления в нашем ведомстве.
В 1993 году был создан 151-й информационный центр Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). В 1994 году он был преобразован сначала в 151-й центр управления, затем в 151-й центр управления в кризисных ситуациях.
В 2007 году на его базе в составе войск гражданской обороны был создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях, а в июле 2009 года было создано ФГБУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях".
Приказом министра от 26 июля 2016 года установлена памятная дата создания НЦУКС МЧС России - 1 июля 1993 года.
В соответствии с изменениями внесенные в Федеральные законы № 28-ФЗ "О гражданской обороне" и № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в 2016 году, обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны на федеральном уровне осуществляет Национальный центр управления в кризисных ситуациях, который является органом повседневного управления, а на межрегиональном и региональном уровнях органы повседневного управления центры управления в кризисных ситуациях региональных центров и главных управлений МЧС России.
Сейчас кроме НЦУКС, во всех регионах работают 85 ЦУКС Главных управлений по субъектам РФ и восемь ЦУКС региональных центров МЧС России.
Созданная за последние годы система центров антикризисного управления позволила сократить время доведения информации от места происшествия в любой точке России до высших органов власти, соответствующих служб реагирования на чрезвычайные ситуации до 15 минут.
Вершиной иерархии ЦУКСов является Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России, здание которого расположено на улице Ватутина в Москве. Отсюда осуществляется оперативное управление и координация действий спасателей и ведомств, входящих в комиссию по чрезвычайным ситуациям в случае катастроф и крупных происшествий на территории России. Благодаря современным телекоммуникационным технологиям мы в режиме видеоконференции имеем возможность связаться с региональными подразделениями МЧС России.
Сейчас Национальный центр управления в кризисных ситуациях – это интеллектуальный многоуровневый управляющий комплекс нового поколения, позволяющий в круглосуточном режиме решать задачи межведомственной координации, оперативного управления и экстренного реагирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
НЦУКС в оперативном режиме обрабатывает огромный массив информации, стекающейся со всех субъектов Российской Федерации. Аналогов центру и его аппаратно-программному комплексу не существует ни в одной стране мира.
Использование новейших технологий в работе центра позволяет обрабатывать все виды информации в режиме реального времени с использованием глобальных навигационных спутниковых систем и технологий глобального мониторинга на основе космического дистанционного зондирования Земли.
Опыт создания ЦУКСов в МЧС показал свою эффективность и наш опыт используют другие министерства и ведомства, в том числе и международные организации, создавая собственные ситуационные центры. Все федеральные органы исполнительной власти в режиме реального времени находятся на связи с НЦУКСом, что позволяет в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) задействовать силы других министерств для оперативного реагирования на ЧС.
- Все же, что и как предлагается модернизировать?
- В настоящее время в единую систему управления входят: Национальный центр управления в кризисных ситуациях, 8 межрегиональных и 85 региональных ЦУКСов. В этом году еще один ЦУКС был открыт на Чукотке.
Сейчас информация о чрезвычайных ситуациях из региональных центров сначала поступает в межрегиональные, а оттуда - в НЦУКС. Для сокращения времени передачи информации мы планируем провести ряд мероприятий, направленных на модернизацию данной системы.
- Почему при создании Центров нельзя было решить эту проблему?
- Раньше я специально напомнил об истории и этапах создания антикризисной системы управления МЧС России. Такая мощная и высокотехнологичная система не могла быть создана в одночасье. Это был долгий процесс, в ходе которого использовался передовой мировой опыт антикризисного управления, тестировались новейшие телекоммуникационные технологии, разрабатывались технологии моделирования и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время они позволяют правильно оценить обстановку и принять своевременные управленческие решения, задействовать нужные силы и скоординировать их работу.
Очевидно, что одномоментно на всей территории России создать столь развитую и интеллектуальную систему было невозможно, ее становление проходило поэтапно. Нужно было создать инфраструктуру, телекоммуникационную сеть, подготовить специалистов в области антикризисного управления, разработать специализированное программное обеспечение и так далее.
На первом этапе был создан НЦУКС. Потом создавались ЦУКСы межрегионального уровня, затем - ЦУКСы регионального уровня. После завершения строительства региональных центров проверили, что всё работает, началась подготовка специалистов для ЦУКСов территориальных органов МЧС России).
Сделать все и сразу не было ни средств, ни технических возможностей. Потом было рискованно. Межрегиональный уровень ЦУКСов был необходим на этапе становления. Сейчас, когда по всей стране создана и функционирует высокотехнологичная региональная сеть центров управления в кризисных ситуациях, которые напрямую связаны с Национальным центром управления в кризисных ситуациях межрегиональные НЦУКСы в том виде, в каком он существует сейчас, исчерпали себя и требуют модернизации.
- Получается, что в настоящее время межрегиональные центры не нужны?
- Ликвидировать межрегиональные ЦУКСы никто не собирается. Модернизация их деятельности предполагает внесение изменений в задачи и функции, которые стоят перед ними на новом этапе развития. В частности, мониторинг, прогнозирование и моделирование ЧС, актуализация сведений информационных ресурсов и систем, используемых в деятельности органов управления РСЧС останутся за межрегиональными ЦУКСами.
За региональными ЦУКСами предлагается закрепить функции по управлению силами и средствами РСЧС, организации информирования населения и информационного взаимодействия с муниципальными образованиями. Они же будут обеспечивать организацию связи в зонах чрезвычайных ситуаций при помощи мобильных комплексов космической связи и средств космического мониторинга. В конечном итоге это должно повысить эффективность реагирования на ЧС, а также закрепить персональную ответственность.
- Как будут учитываться при модернизации особенности регионов?
- Всем ЦУКСам России поставлена задача с учетом географических особенностей каждого региона применять современные информационные и аналитические технологии, технологии в области информационного и антикризисного управления и внедрять их в работу. Например, руководство главка Мурманской области договорилось с Роскосмосом за счет резерва губернатора поставить у себя систему космического мониторинга.
Кроме того, у нас унифицирована система телекоммуникаций и баз данных, что позволяет обеспечить устойчивость и совместимость между различными подразделениями.
Территориальным органам МЧС России была поставлена задача разработать предложения по совершенствованию структуры межрегиональных и региональных ЦУКС с учетом их региональных особенностей. Эти предложения будут представлены в управление стратегического планирования, рассмотрены и в случае, если они будут обоснованы - внедряться в практическую деятельность.
Перспективы развития ЦУКСов на местах учитываются и при подготовке специалистов в ведомственных вузах.
Под эгидой Национального центра управления в кризисных ситуациях, региональных и межрегиональных ЦУКС развиваются Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований, но они должны работать по единому замыслу. В этом плане осуществляется плановая подготовка и переподготовка специалистов ЕДДС, с учётом развития этих служб вырабатываются единые рамочные требования и в рамках МЧС и в рамках государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это необходимо для того, чтобы все технологии, телекоммуникации в сфере управления были совместимы, работали в одном информационном поле, были устойчивы и защищены от несанкционированного доступа.
- Участвуют ли ЦУКСы в международной деятельности?
- В связи с постоянным ростом количества трансграничных ЧС международное взаимодействие является приоритетным направлением деятельности НЦУКС, что включает в себя осуществление информационного обмена с международным организациями и дежурными службами чрезвычайных ведомств иностранных государств, а также проведение международных операций и оказание международной гуманитарной помощи.
Многие страны равняются на нас в создании собственных систем управления в кризисных ситуациях, и Россия им охотно в этом помогает: мы занимаемся обучением специалистов, оказываем помощь с оборудованием и программным обеспечением.
Именно МЧС России инициировало создание глобальной сети управления в кризисных ситуациях. В настоящее время начало созданию такой сети положено: в Женеву был направлен специалист НЦУКС МЧС России, и в 2015 году при штаб-квартире Международной организации гражданской обороны в Женеве был открыт головной центр управления в кризисных ситуациях.
Помимо этого, со многими странами у нас есть договоренности об обмене информацией, что значительно упрощает прогнозирование и моделирование чрезвычайных ситуаций. Когда будет создана международная сеть, страны, входящие в нее, смогут не только пользоваться информационной поддержкой друг друга, но и с большей эффективностью осуществлять совместное реагирование на чрезвычайные ситуации в различных регионах мира. В перспективе планируется создание единой карты рисков по всему миру. Это будет огромный прогресс, который поможет сохранить тысячи человеческих жизней.
МОСКВА, пресс-служба МЧС России http://www.arms-expo.ru/news/pravookhranitelnye_organy/sergey_vorontsov_o_vozmozhnostyakh_i_funktsiyakh_tsuksov_mchs_rossii_/