20.10.2016 19 октября 2016 года Государственная Дума приняла в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект, прямо запрещающий подразделениям добровольной пожарной охраны тушить пожары самостоятельно. Законопроект был разработан МЧС России в середине 2013 года, а в Думу внесен в мае 2016 года.
Согласно действующему сейчас федеральному закону от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", добровольная пожарная охрана создается "для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ". Однако, законом не определяется, что означает в данном случае слово "участие". Если понимать действующую редакцию закона буквально, то "участие" может означать в том числе самостоятельное тушение конкретных пожаров (участие в тушении пожаров в целом).
Принятые в первом чтении поправки предусматривают внесение в статью 2 федерального закона "О добровольной пожарной охране", в числе прочего, следующей формулирвки:
"участие в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ - действия по спасению людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидации пожара и проведению аварийно-спасательных работ, не предусматривающие руководство тушением пожара и аварийно-спасательными работами, разработку оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ".
Поскольку действующая редакця закона о добровольной пожарной охране предусматривает только участие ДПО в тушении пожаров - это означает, что добровольные пожарные (в понимании закона о ДПО) в случае принятия этих поправок в явном виде потеряют право руководить тушением пожара и разрабатывать мероприятия по тушению. Ну а роль руководителя тушения пожара определяется статьями 22 и (применительно к лесным пожарам) 22.1 федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" - без руководителя тушение невозможно.
Согласно законопроекту, специально назначенный человек из состава ДПО "до прибытия подразделений иных видов пожарной охраны координирует участие в тушении пожара, спасении людей и имущества при пожаре, проведении аварийно-спасательных работ". Но руководство тушением - это действие, четко определенное действующим законодательством; у руководителя тушения пожара есть большие полномочия и большая ответственность. А "координация участия" - это юридически не определенное действие, не подразумевающее ни сколько-нибудь ясных полномочий, ни сколько-нибудь ясной ответственности.
Поправки, разумеется, имеют отношение только к официальной ("реестровой") добровольной пожарной охране, созданной и функционирующей в соответствии с федеральным законом от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ. На развитие "нереестрового" пожарного добровольчества они могут повлиять лишь косвенно - показав чиновникам на местах, что государство в целом неодобрительно относится к противопожарной самоорганизации граждан и к самостоятельному тушению ими пожаров.
Ссылка на законопроект:
Законопроект № 1073440-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" (о совершенствовании правового регулирования общественных отношений в связи с реализацией физическими и юридическими лицами права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожара)"http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=20136