22.07.2004 Объединение ГПС с МЧС России повлекло за собой переработку ряда основополагающих законодательных актов в области пожарной безопасности. В настоящее время приняты Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" и Указ Президента Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. № 444 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности".
В 2003 году ГУГПС подготовило три проекта постановлений Правительства, 23 приказа МЧС России по вопросам деятельности Государственной противопожарной службы и другие документы. Разработаны также предложения по изменению и дополнению Федерального закона "О пожарной безопасности", в котором определены организационные принципы создания Государственной противопожарной службы на современном этапе реформирования; цели, задачи, функции, структура, экономические, правовые и социальные основы ее деятельности.
Важным этапом реформирования противопожарной службы стало создание в субъектах Российской Федерации единых органов управления в области гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. С целью адаптации в новых условиях и освоения функций спасателей на местах, проводятся целевые учения, вносятся необходимые изменения в программы учебных центров, в которых пожарные получают знания и навыки спасателей.
За прошедшие два года по таким программам прошли обучение более 10 тысяч пожарных, еще 25 тысяч человек прошли курсы повышения квалификации.
Новые функциональные обязанности пожарных-спасателей нашли отражение в подготовленных редакциях Наставления по пожарно-строевой подготовке личного состава, Боевого устава и Устава службы пожарной охраны.
В настоящее время пожарно-спасательные подразделения расширили свои функции, участвуя в ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. В рамках управленческого эксперимента по определению эффективности использования автомобилей первой помощи (АПП), который проходит в 9 субъектах РФ, они привлекаются к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и других аварийно-спасательных работ. Количество выездов в рамках проводимого эксперимента, не связанных с ликвидацией пожаров, возросло более чем на 30%.
Проведена реорганизация региональных специализированных отрядов по тушению крупных пожаров в Московской и Камчатской областях. Аналогичная работа сейчас проводится в Приволжском, Уральском, Дальневосточном и Южном регионах страны.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 года предусматривается поэтапная передача в ведение субъектов Федерации подразделений Государственной противопожарной службы. В связи с этим предстоит решить немало сложных вопросов организационно-управленческого, экономического и социального характера, а также осуществить поиск новых форм функционирования пожарной охраны
До 2001 года вопросы технического оснащения Государственной противопожарной службы решались в основном в условиях ограниченного финансирования. Так, в 2000-2002 гг. за счет средств федерального бюджета было закуплено специальной пожарной техники в объеме не более 5% от общей потребности.
При поддержке Правительства Российской Федерации финансирование закупки пожарной техники, оборудования и имущества за последние два года увеличилось в 2 раза и в 2003 году составило 1 млрд. 50 млн. рублей. Только в 2003 году на оснащение подразделений ГПС поступили 206 основных пожарных автомобилей, 29 специальных пожарных автомобилей, 3 пожарных судна, 150 комплектов аварийно-спасательного инструмента, 124,7 тыс. метров пожарных напорных рукавов и 100 ранцевых установок пожаротушения.
45000 тыс. рублей было выделено на ремонт пожарной техники. На эти средства осуществлен капитальный ремонт (модернизация) надстроек 15 пожарных автолестниц АЛ-30 и 23 пожарных автоцистерн.
Одновременно для подразделений ГПС была закуплена другая крайне необходимая пожарно-спасательная техника: гидравлический аварийно-спасательный инструмент, канатно-спусковые устройства, современные пожарные ручные стволы и т.д.
В начале 2003 года в России была организована и успешно проведена профилактическая акция "Жилище-2003", в рамках которой осуществлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов жилого сектора. Основными целями акции стали повышение уровня противопожарной защиты жилых зданий и минимизация материальных и социальных потерь от пожаров в жилом секторе.
В рамках акции впервые была проведена паспортизация всех сельских населенных пунктов, которая осуществлялась по основным критериям, влияющим на состояние их пожарной безопасности.
В ходе акции "Жилище-2003" сотрудники ГПС обследовали в регионах России в общей сложности свыше 2,5 млн. домов и зданий, что составляет около 70% жилого фонда. При проверках было выявлено 5,6 млн. нарушений правил пожарной безопасности. К административной ответственности было привлечено почти 65 тыс. человек, в том числе 18,1 тыс. должностных лиц, и более 600 организаций. В результате проведенной операции число возгораний в жилом секторе сократилось на 7,7%.
В 2003 году была также проведена проверка противопожарного состояния образовательных учреждений, по результатам которой подготовлена программа Минобразования России "Безопасность образовательных учреждений" на 2004-2007 гг. В ходе проведенной проверки установлено, что 3240 (2,7%) школ не соответствуют требованиям пожарной безопасности. На экстренные противопожарные меры из бюджетов различных уровней было выделено 2,7 миллиарда рублей. Однако одни технические меры полностью не решают проблемы пожарной безопасности. Важным элементом также является повышение культуры пожарной безопасности населения.
Практика показывает, что действующая система обучения в области пожарной безопасности нуждается в совершенствовании. Для совершенствования процесса организации обучения необходимо разработать единые требования к системе обучения в области пожарной безопасности. Школьную программу "Основы безопасности жизнедеятельности" и вузовскую - "Безопасность жизнедеятельности" - следует усилить знаниями о пожарной безопасности, а преподавателям этих дисциплин - пройти курсы повышения квалификации.
Проводится реформа и в сфере деятельности Государственного пожарного надзора. Разделение функций осуществляется в строгом соответствии с Концепцией совершенствования деятельности в области осуществления Государственного пожарного надзора на период до 2005 года. Из состава пожарных частей выводятся должностные лица, осуществляющие Госпожнадзор. Их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета. Это позволяет обеспечить финансовую независимость государственных инспекторов по пожарному надзору от объектов контроля. Как ожидается, создаваемая новая структура станет основой для функционирования в будущем единого надзорного органа МЧС России.
Необходимы также новые меры обеспечения пожарной безопасности объектов экономики, одной из которых является обязательное противопожарное страхование. Это позволит обеспечить гарантии защиты имущества граждан, предприятий и организаций всех форм собственности и гражданской ответственности от ущерба, который может быть причинен пожаром третьим лицам, а также сократит расходы на ликвидацию последствий от пожаров.
Тесное взаимодействие пожарных и страховщиков будет происходить в сфере оценки пожарной опасности объектов, их паспортизации (в России более 3634 тыс. предприятий), оценки рисков возникновения пожара, размера страховых тарифов, а также при расследовании причин пожара.
Предстоит большая работа по созданию современной нормативно-технической базы. В настоящее время в Российской Федерации действует около 1500 нормативных документов. Многие из них морально устарели, имеют противоречия, устанавливают чрезмерные требования к обеспечению пожарной безопасности и исключают возможность принятия гибкого, экономически оправданного решения.
Федеральный закон "О техническом регулировании", вступивший в силу в 2003 году, ускорил процесс переработки и систематизации нормативной базы и создания технических регламентов в соответствии с законом. В ГУГПС МЧС России разработан проект перечня технических регламентов, состоящий из семи документов, который направлен на рассмотрение в Правительство РФ для включения в правительственную программу разработки технических регламентов на 2004-2010 годы.
Важным элементом обеспечения пожарной безопасности является сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности и лицензирование. За короткий срок создана система сертификации, организована сеть органов по сертификации, подготовлена нормативно-правовая база, определен перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Система сертификации в области пожарной безопасности в настоящее время объединяет 34 органа по сертификации и 70 испытательных подразделений. За последние годы проведено более 8 тыс. испытаний, выдано 9 тыс. сертификатов пожарной безопасности.
ГУГПС, кроме того, осуществляет лицензирование в области пожарной безопасности. Сформирован Федеральный реестр, который сегодня содержит сведения о 32000 выданных лицензиях, из них 13866 - действующие. Данный вид деятельности позволил поставить надежный заслон недоброкачественным производителям противопожарной продукции и организациям, оказывающим услуги в области пожарной безопасности./mchs.gov.ru/