17.09.2016 Сегодня психологическая служба МЧС России, а это более 800 специалистов-профессионалов, отмечает свое 17-летие. В ее состав входят сотрудники Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП) ведомства и 8 его филиалов, а также специалисты-психологи структурных подразделений территориальных органов МЧС России, воинских частей, спасательных отрядов, учебных заведений, организаций и научно-исследовательских учреждений МЧС России, пожарных частей и отрядов Федеральной противопожарной службы.
Вопрос о необходимости создания психологической службы встал задолго до официально принятого решения об этом. В 1995 году во время ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Нефтегорске стало ясно, что нужна такая служба, которая работала бы с людьми, чьи родственники погибли или пострадали при чрезвычайных ситуациях, поддерживала пострадавших и самих специалистов, работающих в экстремальных условиях. Эта идея воплотилась через два года - в сентябре 1999 года, когда был создан Центр экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России.
Психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной ситуации одновременно со всеми оперативными службами и работают в круглосуточном режиме до окончания работ по ликвидации последствий ЧС, оказывая всю необходимую поддержку пострадавшим людям.
В среднем, специалисты психологической службы более 140 раз привлекаются в течение месяца для оказания экстренной психологической помощи россиянам.
Кроме того, в Центре создана оперативная группа специалистов, которые привлекаются к оказанию экстренной психологической помощи в рамках международных гуманитарных операций. За последние годы психологи МЧС России приняли участие более чем в 40 международных гуманитарных операциях.
Психологи МЧС России, работая в условиях ЧС, прежде всего, оказывают психологическую помощь пострадавшим и их родственникам. При этом на первый план выходит предотвращение негативных последствий произошедшего. Психологи МЧС России работают по принципу «Скорой помощи»: чем быстрее и качественнее будет оказана экстренная психологическая помощь человеку, тем меньше вероятность того, что у него возникнут сложные последствия, с которыми в дальнейшем придется долго работать специалисту. Кроме того, оказывается необходимая психологическая помощь и тем специалистам, которые участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Еще одно направление работы психологов в условиях ЧС - информационно-психологическая поддержка самих пострадавших, а также родственников погибших и пострадавших. Фактор неизвестности и информационного вакуума оказывает одно из самых пагубных воздействий на психику людей. Такая работа проводится, в том числе, и с помощью телефонов «Горячей линии». Психологи не просто отвечают на звонки и консультируют, но и находятся на постоянной связи с родственниками погибших и пострадавших, для того, чтобы иметь возможность своевременно проинформировать их об изменении ситуации, дальнейших мероприятиях и действиях.
Сегодня по инициативе психологов МЧС России успешно реализуются многие интересные проекты. Один из них - «Научись спасать жизнь!». Его задача - распространение знаний о первой помощи и психологической поддержке, которые могут помочь спасти жизнь в том случае, если человек оказался в сложной, трудной, критической ситуации. Эти знания может освоить абсолютно каждый человек - от учеников младшей школы до профессоров. Созданное пособие по оказанию первой помощи и психологической поддержки переведено на 25 языков народов, которые живут в России, чтобы каждый россиянин мог его изучить, а при необходимости – воспользоваться.
За 17 лет работы специалисты психологической службы МЧС России, завоевав уважение и признание сотен тысяч россиян и иностранных граждан, стали высочайшими профессионалами в своей сфере, что позволяет им делиться накопленным опытом не только с другими ведомствами, но и с зарубежными коллегами. http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/32895189/