16.09.2016 Водой и пеной: обзор пожарного автомобиля АЦ 3,5-40/100
Что это ещё за АЦ, спросят некоторые, если на фотографии – обычный Камаз? Дело в том, что пожарным не очень важно, на каком шасси построена машина – лишь бы она ездила и не вставала колом в ответственный момент, поэтому в маркировке передают только наиболее важную информацию, которая и отражена в непонятных нормальному человеку буквах и цифрах. Так что же они значат? А вот это мы сейчас и узнаем.
На первый-второй рассчитайся!
О шасси я, конечно, скажу пару слов, но позже. Уж про что, а про Камаз-43253 и без меня уже всё рассказали, поэтому предлагаю устремить взоры на самый смак: начинку пожарной машины. А для этого нам надо открыть все отсеки ПТВ – пожарно-технического вооружения. Всего их четыре, причём нумеруют их несколько странным образом: с левой стороны расположены первый и четвёртый отсеки, справа – второй и третий. Есть ещё и насосный отсек, расположенный сзади, но он в нумерацию не попадает. Итак, открываем крышки и смотрим, с помощью чего нас, не дай бог, тушат и спасают.
Previous Next
В первом отсеке наверху мы видим упакованный диэлектрический набор. Бывает, что пожарным приходится работать в условиях, когда дополнительным источником опасности становится электрический ток. В этих случаях и помогает набор. Ножницы с рукоятками из диэлектрика для перерезывания кабелей под напряжением, резиновые перчатки и обувь, диэлектрические коврики – всё это может пригодиться, поэтому и лежит на полочке первого отсека. Рядом – спасательные верёвки. Тут объяснять нечего: верёвки они и есть верёвки, две по 30 метров и одна 50-метровая. Верёвка – вещь и в быту полезная, а спасателям она тем более нужна, например, поднять инвентарь на высоту. Ну, или спустить сверху что-нибудь (или кого-нибудь).
DSC_0381
На нижней полке основное пространство занимают бензопила и бензорез. Второе – это что-то вроде известной многим «болгарки», только с бензиновым мотором. Дополнительные круги (они стоят справа) позволяют резать не только металл, но и камень. Не знаю, правда, зачем резать камень, но при случае пожарные могут сделать и это. С металлом всё ясно: приходится и жертв ДТП из машин вытаскивать, и делать другие неприятные, но необходимые вещи. И тут часто помогает содержимое второго отсека. Хотя мы ещё не закончили с первым: там есть ещё два огнетушителя, один из которых углекислотный, другой – порошковый. Почему они разные, можно узнать из школьного курса ОБЖ (кстати, хороший был предмет, полезный. Сейчас он есть, кто-нибудь знает?).
DSC_0371
Второй отсек, расположенный рядом с первым, по понятиям пожарных, четвёртый. Смотрим, что лежит в нём.
А вот тут как раз всё то, чего терпеливо дожидаются зажатые в обломках своих автомобилей жертвы ДТП – гидравлический аварийно-спасательный инструмент. Он представляет собой целый комплект железных штучек, без которых работа с исковерканным железом просто невозможна. В перечень входят гидравлические домкрат, клещи, разжим и упоры. Весь этот инструмент подключается к станции «Амкус» – маслонасосу, сделанному в США. Есть у него один существенный недостаток: одновременно можно подключить только два инструмента (по числу шлангов, которые видны на катушках справа). Есть и более продвинутые агрегаты, которые позволяют использовать одновременно сразу четыре инструмента, но в нашем случае для подключения третьего придётся отключать что-то из двух подключенных. Это не очень удобно, но что есть…
DSC_0372
Теперь перейдём на другую сторону. Тут тоже два отсека с ПТВ. Откроем первый (который на самом деле второй), расположенный сразу за кабиной.
Тут мы видим набор разветвителей, переходов и стволов. Это, пожалуй, самый скучный отсек. Посмотрим, что спрятано в последнем соседнем отделении.
DSC_0382
Тут у нас (ладно, ладно, не у нас – у пожарных) аккуратными рулончиками скатаны рукава. И даже не пытайтесь называть их шлангами или как-то ещё, потому что шланги – в саду, а тут именно рукава. Их много, но места здесь ещё больше, поэтому удалось разместить ещё и шанцевый инструмент (в основном – топорики), сетку и даже ведёрко с совком. Таково содержание последнего отсека (на самом деле – третьего) обычной пожарной автоцистерны. Осталось ещё одно отделение – насосное.
DSC_0379
Основной агрегат, ради которого, собственно, сделан отсек, – это и есть пожарный насос НЦПН-40/110. Вот они, цифры из названия автомобиля! Они действительно являются характеристикой установленного на машине насоса. В данном случае цифра 40 – производительность в литрах в секунду, а 100 – номинальный напор в метрах. Маркировка НЦПН означает всего лишь «насос центробежный, пожарный, нормального давления». Действительно, основной частью НЦПН является центробежный насос нормального давления, всё остальное – это напорный коллектор, полуавтоматическая вакуумная система водозаполнения, пеносмеситель, дозатор и контрольно-измерительные приборы. Этот насос может работать только при положительной температуре, поэтому он стоит в закрытом отсеке, внутри которого установлен автономный отопитель, обеспечивающий приемлемые условия работы системы. Привод насоса осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и карданную передачу. Насоса высокого давления в этой машине нет.
DSC_0376
А сейчас посмотрим то, что вряд ли вы когда-нибудь видели: что лежит на крыше пожарного автомобиля.
«Под небом голубым…»
Лезть на крышу Камаза легко, видно, что над этим конструкторы поработали. Зато там, под самым небом, развернуться толком негде. Основную часть пространства занимают всасывающие рукава, необходимые для набора воды в цистерну, и лестница. Если смотреть назад со стороны кабины, то слева можно увидеть лафетный ствол – устройство, позволяющее поливать водой на расстояние до 25 метров. С таким напором воды рукав в руках не удержишь, поэтому с собой возят лафетный ствол. Полезная штука, даже не поспоришь.
DSC_0384
Справа лежит пеногенератор «Пурга-5». Даже по названию вполне ясно, для чего он нужен – для формирования пены. Её с собой не возят, а готовят при необходимости прямо на месте. В принципе, способов приготовления пены (как и её видов) есть несколько, мы в эти «узкопожарные» темы углубляться не будем, а спустимся на землю и заглянем в кабину пожарной машины. Даже в обе кабины.
Previous Next
Камаз и все-все-все…
Как я уже говорил, шасси автоцистерны – Камаз-43253. Посему и в кабине водителя мы ничего необычного не увидим: всё, как у любой серийной машины, только есть рация. То же самое относится и к агрегатам автомобиля: они очень даже типичны для Камаза. Силовой агрегат – Cummins, рядный шестицилиндровый дизель, давно нашедший себе тёплое местечко (я бы сказал, нагревший его) под кабиной грузовика. Его мощность – 210 л. с., а помогает ему передвигать по дорогам автомобиль обычная пятиступенчатая механическая коробка передач, причём даже без делителя. Колёсная формула – 4х2, чего в городе вполне достаточно. Забегая вперёд, отмечу, что иногда по непонятным причинам в городскую пожарную часть может попасть и полноприводный автомобиль, в то время как где-то по просёлку будет беспомощно плюхаться моноприводная «пожарка». Но это уже странности МЧС, а не автомобиля, поэтому эту тему оставим открытой.
DSC_0375
Итак, водительское место точно такое же, как и у обычного Камаза. А вот сзади есть, на что посмотреть. Всего мест семь, включая место водителя, – три спереди и четыре сзади. Строго говоря, задние места находятся уже в другой кабине – боевого расчёта. Разумеется, они не отделены друг от друга сплошной стенкой, и через окно между ними можно свободно разговаривать. Кабина боевого расчёта оборудована дыхательными аппаратами ПТС «Профи». Конструкция весьма остроумная: пожарному нет необходимости с этой штукой залезать в машину (у них каждая секунда на счету, видели же в кино?), а на выходе её можно застегнуть на себе и выйти уже с аппаратом. Он нужен для защиты органов дыхания и глаз, а баллоны на спинках кресел заполнены сжатым воздухом. Всего дыхательных аппаратов возят с собой по количеству человек в расчёте и ещё один про запас.
Previous Next
На стенке, разделяющей кабины водителя и боевого расчёта, размещено всё, что можно быстро взять после приезда на место пожара и что не хочется таскать на руках: каски, противогазы, фонари… А может, и что-то другое, ведь одинаковых машин у пожарных не существует.
DSC_0393
Сделай сам
Пожарные, сотрудники МЧС – все они люди. Хотя они и лезут туда, куда нормальный человек в здравом уме и трезвой памяти по своей воле не сунется, все они – такие же люди, которые хотят хотя бы минимум комфорта и безопасности. И, конечно же, желают сделать свою работу как можно лучше: от этого зачастую зависят человеческие жизни. Поэтому увидеть на машине что-то своё, доделанное по месту службы автомобиля, – вовсе не редкость. Меняют и аварийно-спасательный инструмент, и гидравлические станции, но в любом случае в машине всегда есть всё, чему там быть положено.
DSC_0432
Ну, а как же себя ведёт на службе сам Камаз? Никто его не ругал, отзывались о нём хорошо. Но после долгой задушевной беседы выяснилось, что за 50 тысяч километров пробега уже два раза приходилось ремонтировать задний мост, разваливался поворотный кулак, были и мелкие, но всё же неприятные поломки. Самое интересное – машина уже начинает облезать, а сотрудники МЧС этого ой как не любят. Красить технику для них – своеобразный фетиш, я ни разу не видел в пожарной части не то, что ржавую, а даже просто грязную машину. Жаль только, что подкрашивать приходится автомобиль 2010 года выпуска. Не рано ли?http://www.kolesa.ru/test-drive/vodoj-i-penoj-obzor-pozharnogo-avtomobilya-ats-3-5-40-100