08.09.2016 Региональные власти, Рослесхоз и ФБУ "Авиалесоохрана" скрывают от официального учета около 99% площади действующих в Иркутской области по состоянию на 8 сентября 2016 года лесных пожаров на землях лесного фонда. По самой минимальной оценке, основывающейся на данных дистанционного мониторинга, площадь действующих в Иркутской области лесных пожаров по состоянию на вторую половину дня 8 сентября 2016 года составляет около тридцати тысяч гектаров (даже в том случае, если все действующие сейчас лесные пожары считать новыми, появившимися после прошедших в конце августа и в первых числах сентября сильных дождей, и не учитывать ранее пройденную ими площадь). Из них немногим более пяти тысяч гектаров приходится на так называемую "зону контроля", в которой действующее законодательство разрешает пожары не тушить, пока они не угрожают населенным пунктам; остальная площадь приходится на леса, в которых отказ от тушения пожаров не допускается. Вот так сейчас выглядит ситуация с лесными пожарами в Иркутской области и сопредельных регионах (мозаика космоснимков VIIRS за 8 сентября 2016 года с наложенными термоточками системы FIRMS за день):
Увеличенная часть этой мозаики на наиболее горящие районы - Усть-Кутский и Катангский:
Особо отметим, что установленная в Иркутской области зона контроля лесных пожаров - незаконна, поскольку соответствующий нормативный правовой акт не был официально опубликован (а согласно Конституции РФ, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права человека, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения). Соответственно, реальных правовых оснований для отказа от тушения каких бы то ни было лесных пожаров в Иркутской области на самом деле нет.
А вот что сообщается в сводках Рослесхоза и ФБУ "Авиалесоохрана": "На 00:00 мск 08.09.2016 на территории Российской Федерации действовало 12 лесных пожаров на площади 88 га, в том числе: ... 1 пожар на землях лесного фонда на площади 5 га (Иркутская область)". Ссылки:
Сводка Рослесхоза
Сводка ФБУ "Авиалесоохрана"
Сводки ФБУ "Авиалесоохрана" и Рослесхоза основываются на данных органов государственной власти субъектов РФ (в них прямо говорится, что они основываются на "информации региональных диспетчерских служб лесного хозяйства за прошедшие сутки". Однако, согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736, именно на Рослесхоз возложены полномочия по контролю за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия. Фактически получается, что региональные диспетчерские службы намеренно скрывают и искажают сведения о действующих лесных пожарах, а Рослесхоз не исполняет возложенные на него полномочия по контролю за достоверностью этих сведений.
Все это ведет к тотальной лесопожарной лжи - сохраняющейся в течение многих лет, и даже десятилетий, практике сокрытия реальных масштабов лесных пожаров и причиняемого ими ущерба, в первую очередь в многолесных регионах таежной зоны, особенно Сибири и Дальнего Востока. Лесопожарная ложь ведет к принятию хронически неверных законодательных и управленческих решений в сфере охраны лесов от пожаров, колоссальному недофинансированию переданных субъектам РФ лесных полномочий (включая полномочия по охране лесов от пожаров), нищете и беспомощности лесопожарных служб большинства многолесных регионов страны. Без уничтожения системы лесопожарной лжи обеспечить приемлемый уровень охраны лесов России от пожаров в принципе невозможноhttp://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=19989