30.08.2016
Как следует из названия, на плечи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложены важнейшие функции. Не менее важной среди них является и та, о которой в мирное время вспоминают нечасто: пропаганда основ безопасности жизнедеятельности.
Это ключевая задача всех каналов коммуникации Министерства в социальных сетях. Конечно, есть и другой важный функционал, который они выполняют: распространение оперативной информации для блогеров и журналистов, профессиональной информации для действующих и будущих сотрудников МЧС, а также новости Министерства.
Помимо сайта, у МЧС 7 официальных площадок – ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube, и Livejournal. Ссылки на них вы можете найти в виджетах в шапке сайта. В ближайшее время, я надеюсь, мы анонсируем канал в Telegram, но для этого готовим небольшой сюрприз для наших подписчиков. Какой? Узнаете позже.
Итак, возвращаясь к целям и задачам. Нам не очень нравится слово “пропаганда”, но на самом деле оно наиболее точно подходит под описание основной задачи. Нам нужно именно пропагандировать ценности безопасного образа жизни. И делать это в той форме, которая будет интересной, понятной и виральной для пользователей. Давайте перейдем непосредственно к рассказу об этом.
Пути достижения.
Примерно год назад было принято решение пересмотреть контентную политику социальных сетей МЧС. В результате выработано 4 принципа, которые находятся в основе всех наших действий.
1) Новые показатели эффективности. Измерения эффективности работы площадок будет производиться не только по показателю количества подписчиков, но и по уровню обратной связи от пользователей, которая измеряется показателем “уровня вовлеченности” (ER)*. Делая акцент на качественных показателях, мы в тоже время не забываем о том, как важно охватывать каждым постом как можно больше пользователей.
2) Повышение качества контента. Для фото и видео материалов - контент в высоком разрешении, для инфографики – повышение качества исполнения, для текстов – краткость, доступность. Кроме того, интересные заголовки. ?Была разработана общая графическая концепция сообществ, согласно которой должен оформляться весь фото и отрисованный контент. Важную роль в повышении качества контента играет креатив и качество исполнения материалов.
3) Cегментация контента по площадкам. Была проведена сегментация контента по площадкам. Так, в Twitter размещается исключительно оперативная информация, в Instagram образовательная, развлекательная, имиджевая, в ВКонтакте, Facebook и Одноклассниках, как образовательный, развлекательный и имиджевый, так и оперативный контент. Livejournal - весь контент, но в виде лонгридов.
4) Налаживание качественной обратной связи с пользователями. Всегда задается множество вопросов от пользователей в сообществах МЧС. Была проведена работа по налаживанию процесса получения и размещения ответов на вопросы пользователей модераторами сообщества. Первые несколько месяцев скорость ответа нельзя было назвать очень оперативной, но сейчас, накопив базу знаний и ответов на часто задаваемые вопросы, модератор в среднем дает ответ через 45 минут после публикации вопроса.
* “уровень вовлеченности” (ER) – отношение количества взаимодействии (лайки + комментарии + шаринги) с материалами в определеннои? соц сети за определенный период к количеству размещенных материалов за определенныи? период и количеству подписчиков на конец этого периода, выраженное в процентах (кол-во взаимодеийствии за период/кол-во постов за период/количество подписчиков в соц сети на конец периода * 100%). Этот показатель позволяет понять среднюю популярность каждого материала в сообществе относительно его размеров (количества подписчиков).
Инфографики и визуализация.
Для эффективной пропаганды безопасности в SMM нужно использовать нестандартные подходы и решения. Конечно, инфографики и вики-посты - это нужная составляющая в этой работе (следует учитывать, что нашими материалами пользуются в образовательных целях. Любой заинтересовавшийся учитель или преподаватель может запросить у нас инфографику для своих уроков/лекций. И мы делаем это в хорошем качестве и оперативно высылаем нашу работу).
Пример: инфографика с ответом на самый распространенный вопрос прохожих и зевак во время пожара.
В зависимости от сезона возникают различные риски. Если удается разместить необходимую информацию на одном слайде, то мы делаем это в формате инфографики:
Если одним слайдом это сделать невозможно, то мы используем вики-посты. Примеры вики-постов лучше посмотреть по ссылкам в развернутом виде.
Креатив.
Зачастую нужно выходить за рамки стандартных форматов, чтобы привлечь внимание пользователей, которые в силу разных причин забывают/не задумываются о вопросах безопасности. Поэтому в качестве примера расскажем, а точнее покажем две рубрики, которые сгенерировали для этих целей.
При словах «МЧС» и «мотивирующие постеры» в голове возникают исключительно придорожные плакаты с советскими лозунгами. Но Министерство показало это с новой стороны — на постерах изображены с детства знакомые сюжеты «Love Is...».
Всё сделано невероятно мило и доступно — как раз такая социальная реклама понятна всем. И ее очень не хватает.
Всю коллекцию постеров можно найти в ВК по тегу #безопасностьэто и в официальном паблике Министерства.
Помимо этого, мы актуализировали тему комиксов, и соединили стилистику героев Марвела с пропагандой основ безопасности жизнедеятельности.
В межсезонье важно напомнить дачникам и любителям природы об опасностях, которые поджидают их в лесу:
Мы просто не смогли обойти стороной трендовую тему с покемонами.
Спасение пострадавших на пожаре актуально круглый год. И важно помнить, что сотрудники МЧС каждый раз буквально совершают подвиг.
Это вообще важное направление в нашей работе - напоминать людям о героизме той работы, которую выполняют сотрудники МЧС. Для этих целей мы снимаем подобные ролики
Конечно, не во всех сюжетах используются герои Марвела для пропаганды безопасности. В виде таких вот карикатур получается нагляднее:
Риски и особенности.
Самое главное в нашей работе – предоставить корректную и актуальную информацию. Речь идет о здоровье и жизнях людей, которые читают эти памятки, инструкции. Поэтому все сотрудники, от модератора до руководителя направления, должны проверять информацию, которая публикуется. Даже если ошибка будет в инфографике, посвященной спасательному оборудованию, сотрудники из числа подписчиков обязательно заметят неточность. И в комментариях гарантирована дискуссия на этот счет. Поэтому регулярно проверяем материалы на неделю вперёд.
Ещё одна причина, по которой у нас нет права на ошибка, это тот факт, что у МЧС есть также множество официальных групп в социальных сетях разбитых по региональному признаку. Они регулярно репостят наши материалы, и мы не можем подводить коллег из регионов.
Достигнутый результат и дальнейшие ожидания.
В количественном отношении рост числа подписчиков, безусловно, есть, и он довольно существенный. К примеру за первое полугодие 2016 года прирост числа подписчиков у нас составил более 160.000 человек по всем площадкам. Понятное дело, что массовая проблема социальных сетей – боты также не обходят нас стороной, особенно мы чувствует это в микро-блогах, но в тоже время площадка в «Одноклассниках» за полгода выросла с 3.000 подписчиков, до 30.000. Это стало возможным благодаря лояльной политики администрации «Одноклассников», которая поддерживает трафиком группы и организации, которые генерируют качественный контент.
Качественные показатели измерить сложнее. Конечно, можно посмотреть некоторые вещи по уровню ER или скорости Social Action к постам, но этот показатель можно скорректировать просто начав постить меньше материалов или размещая только самые ходовые рубрики. Мы же придерживаемся политики искусственно не ограничивать себя в контенте ради выдержки определенных показателей. Поэтому в вопросе качества мы прислушиваемся к экспертному и профессиональному сообществу, а также к мнению пользователей.
Безусловно, хотелось бы более подробно рассказать о наших дальнейших планах, но работа в силовом ведомстве накладывает определенные ограничения. Могу только сказать, что в самое ближайшее время мы запустим как минимум один громкий проект, о котором вы обязательно услышите. По части развития официальных представительств в социальных сетях надеемся, что как можно больше людей станут нашими подписчиками.
P.S. На прощание хочется поделиться с вами важным знанием, если вы интересуйтесь темой МЧС.
Текст: Павел Мостинский, руководитель отдела по работе с интернет-ресурсами и социальными сетями МЧС РФhttp://www.sostav.ru/publication/kak-spasateli-i-pozharnye-ispolzuyut-sotsialnye-seti-23623.html