07.07.2004 Новые угрозы, которые ассоциируются с деятельностью "Аль-Каиды" и прочих международных террористических организаций, техногенными катастрофами, заставляют многие страны мира пересмотреть ранее принятые подходы к обеспечению национальной безопасности. В современном мире повышенное внимание уделяется ценности человеческой жизни, задачам сохранения природного наследия. Правительства с большей готовностью выделяют дополнительные бюджетные средства на более эффективные средства спасения и оборудование для локализации и ликвидации экологических бедствий и техногенных катастроф.
Как показывает опыт спасательных операций, без применения летательных аппаратов невозможно эффективное решение многих практических задач. Неслучайно, что авиация играла основную роль при подготовке и проведении основного этапа международных учений спасателей "Калининград-2004"
По информации, предоставленной руководителем пресс-службы МЧС полковником Виктором Бельцовым, в рамках учений и подготовки к ним авиация МЧС выполнила 96 вылетов. Вертолеты поднимались в воздух 26 раз, самолеты - 70. Общий налет составил 83 часа, в том числе на вертолетах - 43, самолетах - 40 часов. Развернутая на аэродроме МО РФ "Чкаловск" авиационная группировка МЧС насчитывала два тяжелых транспортных самолета Ил-76ТД, один самолет-амфибию Бе-200ЧС, два вертолета Ми-8МТВ, один Ка-32А, один BO-105 и один VK-117. В качестве воздушного командного пункта использовался специально оборудованный авиалайнер Як-42Д. Кроме того, в учениях были задействованы бомбардировщики Су-24, вертолеты Ка-27 и Ми-8 Балтийского флота.
Опыт, приобретенный на учениях в Калининградской области, в том числе по взаимодействию авиационных средств различной ведомственной принадлежности, будет использован в практике работы МЧС и серьезным образом проанализирован производителями и разработчиками техники и оборудования, которое используется авиаторами и спасателями министерства.
Начальник авиации МЧС генерал-лейтенант Рафаиль Закиров в целом доволен действиями своих подопечных и тем, как техника показала себя в ходе учений "Калининград-2004". И это при том, что дело не обошлось без внештатных ситуаций. Так, в Бе-200ЧС, направлявшийся в район учений, после взлета с подмосковного аэродрома "Раменское" (г. Жуковский) попала молния. Однако это не помешало экипажу выполнить полетное задание. На одном из тренировочных полетов перед основным этапом учений Бе-200ЧС, выполнявший взлеты и посадки на поверхность Балтийского моря, получил повреждение. Потребовалась замена одного из подкрыльевых поплавков, поврежденного при столкновении с неким плавучим объектом.
Однако и оно не помешало экипажу самолета выполнить все ранее намеченные полетные задания в ходе основного этапа учений. "Сибирское здоровье" машины, собранной на авиазаводе в Иркутске, оказалось крепче невзгод, уготовленных стихией и Балтийским морем. По сценарию "Калининград-2004", Бе-200ЧС решал не вспомогательные, а основные задачи: тушение пожара на нефтяной платформе, сброс реагента для связывания разлившейся нефти и участие в эвакуации людей из опасного района. Решая эти и другие задачи, экипаж Бе-200ЧС выполнил несколько взлетов и посадок на поверхность моря, производил забор воды на режиме глиссирования для ее последующего сброса на очаг огня.
Тушение пожаров на море и объектах нефтяной промышленности - одно из перспективных направлений использования Бе-200. Возможности самолета в этой части прошли проверку в ходе "Калининград-2004", где центральным объектом была морская нефтяная платформа. Количество нефтяных платформ в мире увеличивается высокими темпами, и вместе с этим растет потребность в эффективных системах пожаротушения и ликвидации экологических бедствий, связанных с разливом нефти.
Морская нефтяная платформа - сложный в инженерном отношении и дорогостоящий объект стоимостью двести и более миллионов долларов. Высокая цена заставляет владельцев этих сооружений задумываться о том, как, в случае необходимости, спасать объект и его оборудование, не говоря уже об обслуживающем персонале, при нештатных ситуациях. Бе-200 - одно из возможных решений. Самолет может применяться не только для борьбы с пожарами и разливами нефти, но и для доставки и снятия людей с платформы, а также их эвакуации в случае необходимости. Сегодня для этого используются вертолеты, но реактивный самолет в некоторых ситуациях может оказаться намного эффективнее. В настоящее время МЧС располагает двумя Бе-200ЧС: первая машина была получена в прошлом году, вторая - в начале текущего. Завершение строительства третьего серийного самолета планируется на конец года. А первый летный прототип самолета используется разработчиком в испытательных и демонстрационных целях.
Кроме Бе-200, у МЧС есть и другая авиатехника, которая неплохо справляется с задачами, возложенными на авиационные подразделения министерства. Транспортные самолеты Ил-76ТД используются для переброски различного оборудования, в том числе тяжелого и крупногабаритного. При подготовке к "Калининград-2004" они перевезли с подмосковного аэродрома "Раменское" на авиабазу МО РФ "Чкаловск" большое количество различных грузов и техники. В своем чреве Ил-76ТД "Николай Каманин" доставил из "Раменского" в "Чкаловск" и обратно вертолеты BO-105 и VK-117. "Илы" также осуществляли сброс грузов на парашютах непосредственно в районе учений. Среди грузов было оборудование аэромобильного госпиталя, развернутого на берегу Балтийского моря в районе Хмелевка. Кроме того, "Илы" использовались для десантирования парашютистов-спасателей в заданный участок прибрежной зоны.
В отличие от "Камова", НПК "Иркут" уложился в ранее согласованные сроки поставок техники для МЧС, при том что разработка Бе-200ЧС началась практически одновременно с Ка-226ЧС. И "Камов", и "Иркут" аккуратно выполняют многомиллионные экспортные контракты по поставке вертолетов Ка-31/Ка-32 и истребителей Су-30МК соответственно, но только одна фирма изыскивает средства и возможности в срок выполнить заказы спасателей собственной страны.
Бе-200 станет звездой "Геленджик-2004" в сентябре этого года. Экипажи МЧС продемонстрируют посетителям салона гидроавиации опыт, приобретенный ими за первый год эксплуатации данного типа ЛА. А в том, что российские авиаторы мастерски используют отечественную и импортную технику, воочию смогли убедиться многочисленные представители стран НАТО на учениях "Калининград-2004"./газета "Военно-промышленный курьер"/