26.06.2016 История с опасными торфяными пожарами на двух крупных брошенных торфяных месторождениях в Ленинградской области (вблизи поселков Назия Кировского района и Борисова Грива Всеволожского) продолжает развиваться: несмотря на то, что со дня обнаружения первого из них прошло уже больше полутора месяцев, пока даже объединенными усилиями разных общественных организаций не получается добиться системной работы пожарных по их тушению. Время от времени получается добиться, чтобы работа по тушению начиналась - но как только нажим со стороны общественности ослабевает, тушение немедленно заканчивается, пожары бросаются недотушенными и продолжают разрастаться.
24 июня работа пожарных на торфяниках в Ленобласти возобновилась (после очередного приезда противопожарной группы Гринпис). Насколько продолжительной и результативной она окажется на этот раз - пока непонятно. Разумеется, пока нет никакой гарантии, что МЧС опять не бросит эту работу, не доведя ее до конца (потушив пожары только "на бумаге"). Уже 26 июня противопожарная группа Гринпис, побывав в очередной раз на торфянике вблизи Назии, не обнаружила там никого из пожарных - при том, что торфяной пожар продолжал действовать. Было ли связано отсутствие работ по тушению с выходным днем, или МЧС опять бросило работу, не добившись почти никаких результатов - пока непонятно. Пока Гринпис и дружественными организациями были приняты меры к тому, чтобы руководство ГУ МЧС по Ленинградской области, если из-за его бездействия торфяные пожары разрастутся до катастрофических масштабов и приведут к опасному для здоровья и жизни людей задымлению густонаселенных районов Ленобласти и Санкт-Петербурга, вопреки сложившейся практике все-таки было привлечено к установленной действующим законодательством ответственности. Это, конечно, не спасет ситуацию в 2016 году, но поможет предотвратить подобные проблемы в будущем.
Напомним начало истории. Многоочаговый торфяной пожар на брошенном торфяном месторождении вблизи поселка Назия Кировского района Ленинградской области возник в результате бесконтрольных палов сухой травы, прошедших в начале мая 2016 года. 8 мая торфяник был обследован противопожарной группой Гринпис из Санкт-Петербурга, и на участках, пройденных травяными палами, были найдены две крупные группы очагов тления торфа - на тот момент неглубоких и довольно легко поддававшихся тушению; при этом в осушительной сети торфяника было еще много воды - ее не надо было качать издалека. Добровольцы незамедлительно проинформировали об этом ГУ МЧС по Ленобласти и пожарную часть 129 в Назии, и потушили часть найденных очагов своими силами. Дальше последовала полуторамесячная история попыток принуждения ГУ МЧС по Ленинградской области к организации тушения этого торфяного пожара, пока не приведшая к успеху: когда на горящий торфяник приезжала противопожарная группа Гринпис - приезжали и пожарные, и начинали тушить; когда противопожарная группа Гринпис уезжала - работу по тушению пожарные бросали, и до следующего приезда Гринпис за нее не брались. Пожар в целом продолжал разрастаться, но ни в какие официальные сводки так и не попал.
Многоочаговый торфяной пожар на брошенном торфяном месторождении около поселка Борисова Грива был найден противопожарной группой Гринпис из Санкт-Петербурга 10 июня 2016 года, также при обследовании участка торфяника, на котором дистанционными методами (системой FIRMS) в предшествовавшие этому дни было зафиксировано горение растительности на поверхности. О пожаре также незамедлительно проинформировали ГУ МЧС по Ленинградской области (где, как выяснилось, о пожаре знали). В ГУ МЧС по Ленинградской области сообщили, что меры по тушению этого пожара якобы были приняты - но непосредственно на месте ни в первый приезд противопожарной группы Гринпис, ни в последующие, не были обнаружены ни пожарные, тушившие этот пожар, ни следы тушения. Пожар также продолжал до последнего времени разрастаться, и также ни в какие официальные сводки не попал.
Оба торфяных пожара целиком действуют вне земель лесного фонда, хотя частично затрагивают залесенные участки. Первый (в Кировском районе) располагается на не поставленных на государственный кадастровый учет землях, предположительно - землях запаса; второй (во Всеволожском районе) также располагается на не поставленных на государственный кадастровый учет землях, но, по некоторым косвенным признакам, на землях обороны и безопасности (Морозовского военного лесничества). Как бы то ни было, согласно Федеральному закону "О пожарной безопасности" организация тушения этих пожаров входит в полномочия органов государственной власти Ленинградской области, а соглашением между МЧС России и Правительством Ленинградской области, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2011 года № 752-р, эти полномочия переданы МЧС России. То есть организовать тушение обоих пожаров должно было именно ГУ МЧС по Ленинградской области.
В связи с тем, что развитие ситуации с торфяными пожарами в Лениградской области достигло критической отметки, и дальнейшее непринятие мер по тушению торфяников могло привести к развитию крупномасштабной катастрофы с опасным задымлением очень большой территории, Гринпис решил провести еще одно обследование горящей территории, и предложил руководству ГУ МЧС по Ленинградской области сделать это совместно. Была достигнута предварительная договоренность о совместном обследовании горящих торфяников с заместителем начальника ГУ МЧС по Ленобласти полковником Р.А.Касаевым (кадровым пожарным, который вроде бы должен понимать важность тушения пожаров на как можно более ранних стадиях развития). Однако, в последний момент представители МЧС от участия в обследовании пожаров отказались, и в дальнейшем ни на звонки, ни на иные попытки с ними связаться по этому поводу не реагировали - в общем, вполне наглядно продемонстрировали, что разбираться в ситуации не хотят и реальная ситуация с торфяными пожарами их в принципе не интересует.
Впрочем, возможно, что из-за незнания специфики торфяных пожаров и отсутствия опыта организации их тушения руководство ГУ МЧС по Ленинградской области понадеялось на дожди, которых действительно за последние недели в Ленобласти выпало очень много, и которых хватило бы, чтобы залить любой пожар на природной территории - кроме торфяного на глубокозалежном осушенном торфянике. Чтобы залить такие пожары, как в Назии и Борисовой Гриве, осадков должно было выпасть еще в несколько раз больше (трехмесячной нормы осадков, выпавшей за неделю, вполне могло бы хватить - но такого погодного катаклизма не случилось). И те дожди, которые прогнозируются на ближайшие дни (15-20 миллиметров осадков за следующую неделю), тоже эти пожары не зальют - только притушат сверху. Для возобновления крупных торфяных пожаров после таких осадков будет достаточно всего полутора-двух недель жаркой и сухой погоды.
Как бы то ни было, 23 и 24 июня очередное обследование горящих торфяников было организовано силами сотрудников и добровольцев Гринпис без какого бы то ни было участия представителей ГУ МЧС по Ленинградской области (правда, с участием представителей пожарной части и местного самоуправления). Обследование проводилось с применением всех необходимых средств объективного контроля торфяных пожаров (включая торфяные щупы-термометры, инфракрасные измерители температуры), а также средств фото- и видеофиксации. История эта теперь уже точно не кончится одними лишь попытками диалога между Гринпис и ГУ МЧС по Ленинградской области, и будет иметь продолжение на федеральном уровне - именно поэтому потребовалась максимально тщательная фиксация всего происходящего. Как и в прошлые разы, приезд противопожарной группы Гринпис на торфяник у Назии привел к началу работы специалистов местной пожарной части (ПЧ-129) по тушению. В отличие от прошлых приездов, когда руководство части демонстративно не интересовалось ничем, кроме ближайших к дороге очагов, отказывалось от любой дополнительной информации и взаимодействия с добровольцами - на этот раз оно согласилось, чтобы ему показали, где на его подведомственной территории горит торф, и пообещало, что в ближайшие дни будут приняты меры по тушению всех показанных очагов тления. Часто очагов 24 июня была ликвидирована противопожарной группой Гринпис, еще часть - силами пожарных из ПЧ-129. Для контроля за качеством тушения противопожарная группа Гринпис оставила пожарным один щуп-термометр (МЧС до сих пор не может обеспечить пожарную охрану даже в самых опасных торфяных районах этими необходимыми устройствами).
В обследовании горящего торфяника у Борисовой Гривы приняла участие Н.Л.Евдокимова - ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Никаких работников пожарной охраны на этом пожаре ни 23, ни 24 июня обнаружить не удалось (впрочем, пожар большой, и теоретически возможно, что в какие-то моменты времени, когда противопожарная группа Гринпис была на одном его краю, кто-то из пожарной охраны мог быть на другом). Но явных следов тушения этого пожара в последние дни сколько-нибудь значительными силами пожарной охраны обнаружено не было. К тушению этого пожара до отъезда противопожарной группы Гринпис никто пока не приступил - но есть надежда, что работы возобновятся, поскольку внимание со стороны Совета при Президенте РФ явно несколько взбодрило чиновников из ГУ МЧС по Ленинградской области.
Поскольку никаких гарантий, что работа по тушению торфяников не будет брошена, пока нет, а наладить полноценное взаимодействие между Гринпис и ГУ МЧС по Ленинградской области так и не получается - Гринпис будет принимать дополнительные меры к тому, чтобы МЧС не забыло об этих опасных горящих торфяниках. К сожалению, ситуация с торфяными пожарами в Ленинградской области уже в большой степени вышла из-под контроля, и не факт, что с ней получится справиться. Пока погода сильно сдерживает распространение этих пожаров; но если она переменится и станет более засушливой, а подход МЧС к своей работе не переменится - жителям Ленинградской области и Санкт-Петербурга надо будет готовиться к возможному сильному задымлению.
Фотографии с торфяников (все сделаны 23-24 июня 2016 года). Пожар вблизи пгт Назия:http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=19719