08.06.2016 Огнеборцы из районов Бурятии говорят о том, что страшный пожар в Северомуйске - еще цветочки
Ведь они вынуждены ездить на старой технике и порой работать в одиночку, получая зарплату, слегка превышающую прожиточный минимум. А скоро грядет сокращение. И некоторые пожарные части, которые хоть как-то могли обезопасить села, просто исчезнут.
Села под угрозой
В ночь с 3 на 4 июня жители поселка Северомуйск оказались в настоящем аду. Пожар, начавшийся в заброшенном доме, быстро перекинулся на соседние постройки. Огонь уничтожил 15 из жилых домов, оставил 43 человека без крова.
Потушить пламя не удавалось более восьми часов. Сейчас руководство и правоохранительные органы спешно ищут виновных. Разыскивают тех, кто поджег заброшенный дом, спрашивают с местных чиновников, проверяют работу должностных лиц, отвечающих за пожарную безопасность.
Однако за всей этой шумихой опять не видно первопричины, по которой пожар, разгоревшийся в одном здании, спалил «заодно» еще 17 домов. Тем временем спасатели, работающие в районах Бурятии, уверены - это только начало. По их убеждению, в республике очень много сел и деревень, находящихся под серьезной угрозой. Эти села также могут сгореть дотла, а пожарные успеют приехать только к пепелищу. Не потому, что они плохо работают: просто нет ни людей, ни техники.
В распоряжении «Номер один» оказался документ, в котором директор республиканского учреждения Бурятии по делам ГО и ЧС Игорь Шульгин уведомляет Заиграевский отряд государственной противопожарной службы о том, что с 15 сентября 2016 года им необходимо сократить 12 сотрудников. Хотя всего в отряде числится немногим более 50 человек. Полному сокращению подлежат и части ПЧ-34, и ПЧ-64. Причина - отсутствие бюджетных средств. А раз нет денег, нет и пожарных.
Отметим, что в этом районе проживает более 50 тысяч человек.
Один за всех
Две пожарные части, которые планируют полностью ликвидировать, базируются в двух селах Бурятии - Татарский Ключ и Унэгэтэй. Расписание выездов этих подразделений указано четкое. Так, сотрудники пожарной части № 34 должны приехать на место пожара в «своем» селе за три минуты. В село Челутай, за 24 км от Татарского Ключа, - за 18 минут и так далее. В селе Унэгэтэй аналогичная картина. По бумагам все ясно и понятно, и нет никаких претензий.
Однако по факту в этих частях каждые сутки дежурит только один человек - водитель. Нет ни начальника, ни пожарных, ни диспетчера, только водитель. И именно на него возлагаются обязанности всех «отсутствующих» лиц. Абсурд, да и только.
- В пожарную часть поступает звонок, и водитель должен его принять, отзвониться начальнику отряда, переодеться, завести машину, выгнать машину из гаража, выйти из автомобиля, закрыть ворота, потом уже ехать на место. Там выйти и одному все тушить. Хотя по идее водитель должен только смотреть за техникой на пожаре, - с возмущением рассказывают спасатели.
За все эти функции водители, по их признанию, получают от 10 до 15 тысяч рублей. Хотя последняя цифра - это, скорее, «предел мечтаний». И ни о каких трех минутах пути до места происшествия не может быть и речи.
Более того, одна из сокращаемых пожарных частей защищает от огня пять населенных пунктов, вторая и того больше – сразу восемь. Если пожар вспыхнет в нескольких селах одновременно, сегодня водитель просто не сможет разорваться. И пока он будет тушить пожар в одном населенном пункте, сгорят остальные.
Как отметили огнеборцы, по правилам в таких случаях они должны вызвать резервное подкрепление. Но проблема в том, что сотрудники этих подразделений могут находиться где угодно.
- Хоть на другом пожаре, хоть на Байкале. И пока они приедут, результат будет тем же - одни головешки, - уверены пожарные.
Техника «на грани фантастики»
Отдельная тема – техника для огнеборцев в районах Бурятии. Например, в одной из заиграевских частей на пожар выезжает «КРаЗ-255» 1976 года выпуска. Машине в этом году стукнуло ровно 40 лет. По техническим параметрам автомобиль находится в неисправном состоянии. Каждый раз сотрудникам не остается ничего другого, как молиться о том, чтобы «верный конь» не остановился на полпути к месту пожара.
- А если машина не доедет? Вот тогда убытки будут и материальные, и моральные, а могут быть и человеческие жертвы, - предупреждают пожарные.
Как тратит деньги из республиканского бюджета государственное казенное учреждение республики по ГО и ЧС, можно судить по громкому делу 2012 года. Тогда прокуратура Бурятии обвинила директора в превышении должностных полномочий.
В июле 2009 года директор принял в эксплуатацию 31 «ЗИЛ-13» и «Урал-4320». Машины были выпущены с завода более 20 лет назад. Автомобили не имели сертификатов соответствия. И никак не были приспособлены для пожаротушения. Однако эти машины все-таки приобрели. Сумма закупки по документам составила более 25 млн рублей.
По словам спасателей, подобная неразбериха длится десятилетиями, и ничего не меняется. Сотрудники Заиграевского отряда в отчаянии обратились в трудовую инспекцию. Сейчас в районе организована проверка.
А тем временем пожарные все так же вынуждены ездить на старой технике, работать «за себя и за того парня», получая при этом копеечную зарплату, которой не хватает на содержание семьи. Спустя три месяца некоторые из них не увидят ни денег, ни работы - многих сократят. Соответственно, те села, которые должны были охранять от губительного огня две пожарные части, «лягут мертвым грузом» на плечи других спасателей. И без того непосильная ноша увеличится еще больше: до 15 сел на одну пожарную часть. И это, вероятно, не последние сокращения обычных рядовых спасателей на местах.
Тем временем в аппарате директора государственного казенного учреждения Бурятии по делам ГО и ЧС (откуда финансируются пожарные части в районах Бурятии) Игоря Шульгина числится 11 начальников отделов.
Словом, пока чиновники в белых воротничках сидят в теплых кабинетах и сетуют о том, как плохо тушатся пожары, с другой стороны баррикад обычные мужики и бойцы ломают голову над тем, как им совладать с несправедливой системой и уловчиться спасать родину от огня голыми руками.
- Так каким войском у нас командуют начальники Виктор Михайлов (глава МЧС по Бурятии. - прим. ред.) и Игорь Шульгин? – задаются вопросом спасатели. – У них почти не осталось бойцов. Одни генералы.
P.S.: Жители Заиграевского района и сотрудники Заиграевского отряда ГПС РБ просят считать этот материал официальным обращением на имя главы и правительства Бурятии и депутатов Народного Хурала Бурятии. И призывают создать рабочую комиссию с привлечением сотрудников прокуратуры и трудовой инспекции. Кроме того, в ближайшее время будут собраны подписи под обращением к Владимиру Путину.http://gazeta-n1.ru/news/41608/