04.06.2016 Харьковские пожарные, которых не устраивает то, что они, рискуя своей жизнью, работают на технике прошлого столетия без соответствующих условий, объединились в профсоюз. Однако руководство объявило эту организацию незаконной.
«Вопросы не решаются годами»
С таким буквально криком души ребята вышли на пресс-конференцию.
– В нашей службе накопились вопросы, которые не решаются годами, – говорит начальник караула первой государственной пожарной спасательной части Денис Кравцов. – В частности, остро стоит вопрос о состоянии оборудования и техники. Мы работаем на оборудовании образца 1970-1980-х годов, основным средством для разбора сооружений остается обычный лом. У нас считают: все, что применялось 60 лет назад, эффективно и сейчас. Кроме того, команды пожарных выезжают на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и пожаров недоукомплектованными: если в 1980-х годах личный состав караула составлял 19 человек, то сейчас – 14-15 человек. По сути в дежурный караул заступает недостаточное число сотрудников: если люди болеют или уходят в отпуск, на пожар выезжают не семь человек, а четверо, а то и меньше. Поэтому к тушению пожара нередко приходится привлекать другие подразделения. Учитывая, что оборудование спасателей не поддается никакой критике, на воспламенение приезжают пять-шесть подразделений.
По словам Дениса Кравцова, это сказывается на безопасности харьковчан.
– В городе появились 25-этажные здания, между тем в распоряжении Харьковского гарнизона находится лишь одна автолестница – в Московском районе, которая достает до 16-го этажа. Харьковчане, живущие выше, находятся в потенциальной опасности. Ни одна из частей города не укомплектована современным оборудованием. Например, для нас непреодолимым препятствием является бронированная дверь. У нас нет пил, бензорезов, нам нечем разобрать крышу. Это риски и для пожарных, и для людей: на сегодняшний день мы не можем предоставить горожанам качественные услуги, – считает Денис Кравцов.
Немало накопилось в службе и внутренних проблем.
– Нас заставляют скрывать полученные на работе травмы, уговаривая писать рапорты о том, что травма получена в быту. Если в результате тяжелой травмы сотрудник больше не может выполнять свои обязанности, он вынужден уходить со службы как отработанный материал. Страховку он не получает, и на этом его служебная деятельность заканчивается, – говорит Денис Кравцов.
Члены профсоюза жалуются и на ненормированный рабочий день.
– По нормативным документам мы должны работать 40 часов в неделю. Но учет времени, которое мы тратим на учения, тренировки, служебные совещания вне рабочего времени, в табелях не ведется, – делится начальник караула третьей государственной пожарной спасательной части Александр Жиренок. – Водители подразделений должны проходить медицинское обследование, за которое, согласно законодательству, должно платить государство. Между тем водители каждый год платят из своего кармана.
Профсоюз пожарных приняли в штыки?
Решение этих проблем, посчитали спасатели, станет возможным, если в этом будет принимать участие профсоюз.
– В январе 2016 года инициативная группа создала гражданское объединение «Профсоюз аттестованных сотрудников ГУ ГСЧС Украины в Харьковской области», которое взяло на обслуживание профсоюз работников государственных учреждений Украины. Мы прошли регистрацию в Министерстве юстиции Украины, получили в Государственном реестре предприятий и организаций номер. С собранными документами пошли к руководству управления, чтобы известить о созданной профорганизации, но... диалога не получилось, – говорит Александр Жиренок.
– В гарнизон была отправлена телефонограмма, извещающая офицерский состав о якобы не легитимности нашей организации, – поясняет командир отделения первой государственной пожарной спасательной части Николай Кокарев. – Руководство районных отделов и частей стали проводить беседы с личным составом о том, что вступившие в нашу организацию будут уволены или перед ними поставят задачу искать себе другое подразделение. С теми же самыми угрозами звонят и родственникам наших молодых сотрудников. Кроме того, в частях участились проверки: специалисты управления и райотделов ведут служебное расследование, в том числе касающееся конкретно нас.
По словам активистов, после такого воздействия из профсоюза вышли четыре человека, осталось 22. По их данным, в Украине созданы 11 подобных профсоюзных организаций, еще девять проходят регистрацию. Спасатели считают, что ни в одном регионе созданным профсоюзам не оказали такого противодействия, как в Харьковской области.
«Профсоюз аттестованных сотрудников ГУ ГСЧС Украины в Харьковской области» обратился к министру внутренних дел Арсену Авакову с просьбой разобраться в ситуации и защитить права, которые члены профсоюза считают нарушенными.
Спасатели-служивые не могут создавать профсоюз?
За разъяснениями «Вечерний Харьков» обратился в ГУ Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины в Харьковской области. Там ответили, что считают первичную профсоюзную организацию аттестованных пожарных-спасателей ГУ ГСЧС Украины в Харьковской области незаконной.
«Первичная профсоюзная организация аттестованных пожарных–спасателей ГУ ГСЧС Украины в Харьковской области была легализована без учета требований Кодекса гражданской защиты Украины, согласно которому спасатели имеют право на создание... профсоюзов, кроме спасателей – лиц рядового и командирского состава службы гражданской защиты, – говорится в ответе на запрос. – Все трое основателей профсоюзной организации... являются действующими лицами командирского состава службы гражданской защиты... Есть существенная разница в правовом статусе лиц рядового и командирского составов службы гражданской защиты и неаттестованными сотрудниками ГСЧС. Первые проходят службу гражданской защиты... Что касается сотрудников, которые работают в ГСЧС, согласно Кодексу гражданской защиты Украины, трудовые отношения работников органов управления и сил гражданской защиты регулируются законодательством о труде, госслужбе и заключенными трудовыми договорами».
Другими словами, если сотрудник ГСЧС находится на службе – Кодекс гражданской защиты не разрешает ему создавать профсоюз, а если это обычный работник (например секретарь) – то его деятельность уже регулируется общими законами о труде, и право профсоюзной деятельности у него есть, поясняют в ГСЧС.
По поводу страховки в ответе ГСЧС говорится:
«Рядовые и офицеры службы гражданской защиты получают выплаты согласно Кодексу гражданской защиты Украины. В случае травмы или ранения во время выполнения служебных обязанностей спасателям в зависимости от степени утраты трудоспособности выплачивают единоразовую помощь в размере до пятилетнего денежного обеспечения на последней занимаемой должности, в случае гибели во время выполнения служебных обязанностей семья погибшего (при отсутствии – родители) получают одноразовую помощь в размере десятилетнего обеспечения.
– Это решение было принято правительством для упрощения процедуры компенсаций и увеличения суммы выплаты: согласно КГЗУ, она выше страховой, – говорит начальник отдела связи со СМИ и работы с общественностью ГУ ГСЧС Украины в Харьковской области Игорь Лупандин. – Что касается утверждения активистов о том, что травмированных на службе спасателей уговаривают писать рапорты о том, что травма получена не во время ликвидации ЧС, а в быту, то в ГУ ГСЧС Украины в Харьковской области по этому факту была проведена служебная проверка, в ходе которой ни один случай принуждения сотрудников не подтвердился.
Не согласны в управлении и с утверждением, что спасателей в караулах стало меньше.
– Все караулы сформированы по штатному расписанию. А в некоторые подразделения, на которые ложится дополнительная нагрузка, в частности ведущих аварийно-спасательные работы, ввели дополнительные штатные единицы с оборудованием и техникой. В случае болезни или отпуска сотрудника обязательно подменяют. Продолжительность рабочего дня не превышает норму, а что касается времени тренировок – то спасатели должны постоянно повышать свою боеготовность, чтобы до автоматизма отработать действия при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Боеготовность включает в себя тактические и практические занятия, которые проходят в течение рабочего дня, – аргументирует позицию ведомства Игорь Лупандин.
Подтверждают в ГСЧС лишь проблему с доступом пожарных подразделений в многоэтажные здания.
– Что касается единственной в гарнизоне автолестницы, которая может доставать лишь до 16-го этажа, то эта проблема существует, – говорит Игорь Лупандин. – Но в проектах строящихся домов от 16 этажей и выше предусмотрена безопасная эвакуация людей: создаются обособленные лестничные клетки, куда не попадает дым, в квартирах делают второй выход, монтируются автосистемы удаления дыма и подачи воздуха в шахты лифтов, системы внутреннего противопожарного водопровода, пожарная сигнализация, специальные лифты для транспортировки спасателей на верхние этажи зданий.
Что касается давления на активистов, никаких угроз ни со стороны руководства Главного управления ГСЧС Украины в Харьковской области, ни со стороны районных подразделений не было, уверяет Игорь Лупандин.
– Мы работаем в правовом поле и наши взаимоотношения основаны на уставах нашей службы, – говорит он. – Кроме того, еще в начале года я направил в подразделения документ с предложением обсудить все возникающие у нас проблемы, чтобы вместе их решать и освещать в прессе. Ни одного предложения не поступило. Критиковать проще всего, но, как говорят, критикуя, предлагай.
Члены профсоюзов выходят на пикеты
Харьковский профсоюз спасателей абсолютно законен – не сомневается глава созданной еще в 1998 году первичной профсоюзной организации аттестованных пожарных Ужгорода, ветеран Государственной пожарной охраны, глава правления общественного союза «Бойкот пожарных Украины» Ласло Майороши.
– Действительно, ст.110 Кодекса гражданской защиты Украины ограничивает право спасателей на создание своих профсоюзов, – говорит Ласло Майороши. – Но мы не создаем свой профсоюз – мы вступаем в уже созданный – профсоюз работников госучреждений, который зарегистрировал нас как первичную организацию. То есть мы не нарушаем ст. 110, поскольку стать структурным подразделением существующего профсоюза нам не запрещено. О законности создания таких организаций красноречиво свидетельствует то, что они зарегистрированы в Министерстве юстиции, а признать нас нелегитимными может только суд.
По его словам, члены профсоюза сообщили начальнику службы ГСЧС Украины Николаю Чечеткину о преследовании активистов. Но получили ответ, что эти данные не подтверждены.
– Поэтому мы предложили харьковским спасателям обратиться в полицию и возбудить уголовное дело по ст. 170 КК, который предусматривает ответственность за вмешательство в профсоюзную деятельность. Пока они не хотят этого делать. Будем совместно искать другие варианты, – говорит Ласло Майороши.
Тем временем, по его словам, в субботу, 4 июня, профсоюзы аттестованных пожарных планируют провести акции по Украине – в частности в Полтаве, Чернигове, Запорожье. Первый митинг должен был состояться во Львове 31 мая, но из-за трагедии на Грибовичской свалке, где погибли два активиста «Профсоюза аттестованных сотрудников ГУ ГСЧС Украины во Львовской области» – 32-летний Андрей Вненкевич и 27-летний Богдан Юнко, акция была отменена.
– Мы будем требовать отмены контракта службы в ГСЧС в его нынешнем виде, – говорит Ласло Майороши. – В частности, по условиям контракта (а его срок – три года) спасателей увольняют без объяснений. Мы выступаем за то, чтобы освободить людей от этой кабалы и вернуть им право быть постоянными служащими и работать до пенсии. В наших планах также обращение в посольства ведущих стран в Украине. Кроме того, мы планируем передать депутатам Европарламента петицию, поскольку государственные власти не обращают внимания на принудительный характер контрактной службы в ГСЧС.
В Харькове акция спасателей не состоится. Как пояснили пожарные – из-за малочисленности местной ячейки. Но своих коллег они поддержали медийно, разместив в соцсетях видеообращение.http://vecherniy.kharkov.ua/news/120476/