30.05.2016 Эти люди прошли и огонь, и воду. 31 мая пожарная охрана Москвы отмечает свое 212-летие. Профессиональные борцы с огнем впервые появились в городе 31 мая 1804 года по указу императора Александра I. Корреспондент «ВМ» побывал в одной из старейших частей столицы в Сокольниках и выяснил, каким должен быть настоящий пожарный.
Рабочий день водителя пожарной машины Романа Опочинца частенько начинается с необычных вопросов.
— Меня то и дело останавливают прохожие и спрашивают: а что это за церковь? — смеется прапорщик. — Старой Москвы сейчас осталось так мало, что все думают, что наша рабочая вышка — это бывшая колокольня.
Туристов можно понять. Двенадцатая пожарно-спасательная часть — одна из старейших в столице, сохранившая свой облик.
Изящ ное здание из красного кирпича с высокой вышкой, гаражами для техники, небольшим двором и забором построено в 1884 году по проекту архитектора Максима Геппенера. Средства на ее возведение собирали всем миром почти двадцать лет, еще четыре года длилось строительство.
— Поскольку это историческое здание, то никаких перепланировок здесь делать нельзя, — поясняет командир 12-й пожарно-спасательной части, майор Олег Лисин. — Но здание и сегодня работает «по назначению».
На первом этаже части — гаражи для пожарных машин. Ни высота помещений, ни ширина ворот не менялись с 1884 года, так что современные автоцистерны входят в проем с минимальным зазором — по четыре сантиметра с каждого борта.
— Тут нужен очень хороший глазомер, — говорит прапорщик Роман Опочинец. — Чтобы выехать, я складываю зеркала. А ремонтировать автомобиль можно только на улице.
В углу гаража оборудован спортивный уголок с тренажерами и штангой. Вес «боевого» пожарного костюма вместе с кислородными баллонами — 20 килограммов.
Если добавить сюда еще багор, топор и портативные пилы, то становится понятно, что пожарным надо быть в хорошей форме, не только чтобы работать, но и просто ходить.
А что же внутри самой башни сегодня? Ее в 1909 году разделили на две части — в одной осталась легендарная железная винтовая лестница, а внизу разместилась сушилка для пожарных рукавов, в простонародье шлангов. После каждого использования их подвешивают, чтобы стекла лишняя вода — это обязательная процедура.
Рядом на доске почета — фотографии тех, кто работал здесь много лет. Среди них — диспетчер Зинаида Разина, для которой пожарная часть стала не вторым домом, а первым.
— Ее отец, Тихон, всю жизнь в нашей части проработал, как и его отец, — рассказывает историю династии Владимир Игнатюк. — Дед Зинаиды еще и жил в пожарной части, а сама она появилась здесь на свет. О выборе профессии девочке, родившейся в пожарной части, думать не пришлось. Зинаида всю жизнь проработала диспетчером на улице Русаковской. В ее трудовой книжке было всего две записи — о приеме на работу и об увольнении в связи с выходом на пенсию.
Автор: Сергей ШАХИДЖАНЯН
Пожарная каланча в Сокольниках
Пожарная каланча в Сокольниках
РАСПОРЯДОК ДНЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЧАСТИ
6:00–7:30 — чистка обоза и двора, кормление лошадей.
7:30–9:00 — уборка.
С 9:00 — расчет части и кормление лошадей сеном.
9:00–11:00 — учеба.
С 11:00 — уборка лошадей, водопой, выдача овса.
С 12:00 — обед пожарных.
С 15:00 — кормление лошадей сеном.
С 17:00 — ужин пожарных, кормление лошадей сеном.
17:00–19:00 — читка приказов, занятия брандмейстера с командой и пешие учения.
С 20:30 — вечерний расчет части и молитва на ночь.
4:00 — кормление лошадей сеном.http://vm.ru/news/2016/05/30/starinnuyu-pozharnuyu-chast-putayut-s-tserkovyu-321865.html