27.04.2016 ...О людях, участвующих в борьбе с огненной стихией безвозмездно
Главный хранитель истории пожарной охраны в нашей области Татьяна Николаевна Бобкова рассказала корреспонденту «МК» о том, как зародилось движение добровольцев.
Владимирскому добровольному пожарному обществу — 120 лет
Быть в форме помогала гимнастика Фото из архива музея
Охранители, лазальщики, водоснабжатели...
Татьяна Николаевна Бобкова — человек, увлеченный своей работой. Предки ее, начиная с прадеда, работали пожарными. И как раз прадед, Василий Матвеевич Барсанов, был одним из основателей добровольной пожарной дружины — в поселке Боголюбово.
Работая в системе МЧС, Татьяна Бобкова по крупицам восстанавливала историю развития пожарной службы на Владимирской земле. Благодаря ее энтузиазму вот уже несколько лет на базе пожарной части №3 работает уникальный, единственный в своем роде музей «Пожарные Владимирского края». Сотни экспонатов, в том числе подлинники раритетных документов, интерактивные пожарные атрибуты... Все это с удовольствием рассматривают дети и взрослые, которые посещают экспозицию.
Мы встретились с Татьяной Николаевной накануне Дня пожарной охраны России, который отмечается 30 апреля. И она щедро поделилась информацией, которую отыскала в архиве.
- В конце 19 века по всей России разразилась, можно сказать, настоящая «пожарная эпидемия», — рассказывает Татьяна Николаевна. - На Владимирщине, например, в 1895 году огонь уничтожил свыше 4000 жилых домов. К сожалению, все попытки обуздать стихию силами только профессионалов не приносили должного результата. Поэтому на государственном уровне озаботились тем, чтобы привлечь к тушению пожаров население — всех ревнителей пожарного дела, снабдив их необходимым инвентарем и обучив азам профессии.
В 1896 году добровольное пожарное общество губернской столицы Владимир начало действовать. В его состав входило почти 85 человек. Это были люди, которые пожелали участвовать в борьбе с огненной стихией абсолютно безвозмездно.
По словам Татьяны Бобковой, инициаторами создания добровольных дружин в городе были предприниматели, а на селе — зажиточные крестьяне, те, кто заботился не только о росте прибыли, но и о сохранении своего благосостояния и не хотел допустить, чтобы огонь уничтожил все их нажитое честным трудом добро.
Возглавляли ДПО (добровольные пожарные отряды) в селах и деревнях учителя, священнослужители, крестьяне. В губернских городах — купцы или промышленники. Александровское пожарное общество, например, возглавил дворянин Константин Александрович Грудзинский, был он провизором аптеки и увлеченным спортсменом.
В добровольные пожарные с охотой шли мужчины, но не только их брали на борьбу с огнем. Поскольку летом мужики, как правило, «отходили на заработки», а на селе оставались бабы да дети, возникла идея создать детские и женские добровольные отряды.
И вот в селе Спасское староста местной пожарной дружины Николай Самойлов однажды собрал круг (сейчас это называется «собрание собственников жилья») и обратился к молодым женщинам в возрасте от 16 до 25 лет: «А не поможете ли вы нам в таком хорошем деле, как тушение пожаров?» Бабы подумали-подумали, да и согласились. Впрочем, женщинам в горящую избу еще поэт велел входить...
Первый женский отряд на Владимирской земле был образован в 1910 году. Он был и одним из первых в России!
- В этом отряде состояло 25 девчонок, — говорит Татьяна Николаевна. - На руках поднимали насосы весом в 20-22 пуда! Тушили пожары ничуть не хуже мужчин! А в 1918 году в Спасской дружине было 38 мужчин, 32 ребенка и 40 (!) женщин.
Что касается детей, то до революции во Владимирской губернии в составе добровольных пожарных формирований было четыре детских отряда: два на Суздальской земле и два на Судогодской. Детям во время пожара отводилось три роли: охранители, лазальщики и водоснабжатели. По названию можно догадаться, что подростки охраняли от лихих людей вынесенное из огня и сложенное во дворе имущество, подвозили воду, а иногда даже лазали в огонь, то есть занимались реальным тушением пожаров.
Татьяна Бобкова Фото: Аннета Татарникова
А еще надо было платить членские взносы!
Въедливый читатель наверняка спросит, где добровольные пожарные брали средства на пошив обмундирования и на дорогостоящий инвентарь, на что кормили лошадей, которые подвозили к месту пожара тяжелое оборудование.
- Во-первых, земство при образовании добровольного формирования давало ссуду, — отвечает на этот вопрос Татьяна Бобкова. - Эта ссуда была безвозмездная, а сумма — от 300 до 900 рублей — зависела от радиуса действия пожарной дружины. Во-вторых, в каждом ДПО были «действительные члены почетные» — они жертвовали средства на нужды дружины. В третьих, был установлен и членский взнос, его платили все без исключения добровольцы. Более того, в свободное от пожаротушения время добровольные пожарные... зарабатывали деньги! Почти в каждой дружине были музыкальные оркестры. Особенно славились оркестранты из Владимира, Суздаля, Горбатки. Играли не только забавы ради, но за деньги — на местных праздниках, на катках... Были отряды, которые за плату занимались очисткой труб от сажи, копали подземные резервуары, занимались древонасаждением...
Но зарабатывать приходилось не всем. В 1897 году известный лесопромышленник, один из богатейших людей Владимирской губернии Владимир Семенович Храповицкий обратился с письмом к вице-губернатору Урусову с просьбой дать разрешение учредить собственную «частную» пожарную дружину в его имении. А получив разрешение, собственноручно нарисовал флаг дружины: на нем можно было увидеть герб Владимира, герб Судогды, аббревиатуру МПД (что означает «Муромцевская пожарная дружина»), год создания дружины.
Если в профессиональных пожарных командах были лошади для доставки инвентаря к месту пожара, то в добровольных дружинах в случае пожара лошадь надо было либо брать в аренду, либо таскать трубы и пудовые помпы на руках, иногда за пять-семь верст...
Исключением была Дулевская пожарная дружина, имевшая собственную конюшню, где содержались 12 лошадей. 10 человек здесь числились в отряде ездоков. Технический отряд был представлен 12-ю добровольцами — постоянного досмотра требовала пожарная техника. Из впечатляющего списка инвентаря только ручных труб разной мощности насчитывалось 6 единиц, лестниц — ручных, канатных, штурмовок и прочих — более 20 единиц. Главной гордостью Дулевской дружины была паровая машина.
В музее Фото: Аннета Татарникова
Возрождение пришлось на 2010 год
Но вот грянула революция, и ряды дружинников заметно поредели.
- Ряды добровольных пожарных подточила еще первая мировая, — поясняет Татьяна Николаевна. - До 50 процентов дружинников уходили на фронт. А после 17-го года наступило безвременье, пришла новая власть, не стало структуры, которая контролировала бы деятельность добровольных дружин. Инвентарь разворовывался, финансирование прекратилось: купцы и богатые люди либо уехали за границу, либо попали в ссылку... Однако уже к 1927-му году был заметен прогресс, вновь образовалось около 300 сельских пожарных дружин, стали возрождаться и детские.
Надо сказать, до 1917 года у каждого добровольного пожарного общества (или дружины) был свой флаг. Чаще всего на флагах изображались лики святых. Новые добровольцы тушили пожары по-прежнему безвозмездно, но теперь не под флагом с ликом святого, а под красным знаменем. Лозунги тоже изменились. Вместо «Богу хвала, царю слава, ближнему защита!» появился «пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Исчез со знамен и двуглавый орел, его заменили серп и молот.
В 1927 году у владимирских добровольцев было 400 ручных труб, 27 насосов, около 500 бочек и 225 сельских пожарных депо.
- А потом новое испытание — Великая Отечественная война, — вздыхает Татьяна Бобкова. - Село было обеспечено добровольцами минимально, мужчины призывного возраста уходили на фронт, номинально существовали и детские отряды, но добровольное общество осталось только одно — в Коврове. Зато через год после окончания войны — в 1946-м — обществ уже было 885. Представляете, какой скачок! Какое желание участвовать в этом благородном деле! А в 1970 году на территории Владимирской области было 112000 добровольцев, которые занимались тушением пожаров и пропагандой среди населения. Добровольцы высаживали деревья, копали искусственные водоемы, строили вышки, делали опашку земель (опашка — это когда роют заградительную полосу в лесу, чтобы огонь не мог распространяться дальше — Прим. ред.).
Очередной развал системы произошел в начале девяностых. Возникла новая страна, новые формы собственности. Добровольчество, не найдя должной поддержки ни со стороны местных органов власти, ни на государственном уровне, практически прекратило существование. Но не угасло. Восстановление пришлось на 2010 год, когда был подписан Федеральный закон о возрождении пожарного добровольчества.
На сегодня во Владимирской области 387 подразделений добровольной пожарной охраны, членами которой являются 12900 человек. На вооружении современных добровольцев 308 единиц техники.
Опять люди всех профессий и социальных слоев идут в добровольные пожарные. Идут по зову сердца. На селе добровольцами, как и 120 лет назад, становятся рядовые жители, на территории Муромского Спасо-Преображенского монастыря открылась и действует добровольная дружина, а пожарными-добровольцами стали послушники.
Немало среди дружинников и подростков. Только сегодня школьники и студенты, как в былые времена, на пожары со взрослыми не выезжают - они участвуют в пропаганде, сдают нормативы и в случае беды смогут предотвратить возгорание, как это было, например, в 2013 году, когда двое учеников кадетского класса вывели из горящей квартиры теряющего сознание мужчину.
- Нередко ребята, которые были в школе в составе добровольной пожарной дружины, заканчивая специализированные высшие учебные заведения, связывают свою жизнь с пожарной службой, — отмечает Татьяна Бобкова. - А потом идут работать в структурные подразделения МЧС.
Несмотря на то, что сейчас вызвать пожарных можно практически мгновенно — набрав с мобильного телефон 112, в деревнях и селах первый удар огненной стихии принимают на себя добровольцы.
Например, член добровольной пожарной дружины Владимир Ивлев из деревни Новобусино до приезда пожарного гарнизона организовывал эвакуацию людей и спасение имущества из горящего частного дома. Была спасена семья из четырех человек, в том числе и двухлетний ребенок.
А в Курлово Гусь-Хрустального района уже через 6 минут после того, как загорелся один из деревянных домов, в борьбу с огнем наряду с прибывшими пожарными включились добровольцы. Выстроившись в цепочку, они передавали друг другу ведра с водой, помогая тушить крышу дома.
За два последних года добровольцы-огнеборцы тушили пожары в поселке Красное Эхо Гусь-Хрустального района, деревне Бабурино Муромского района, деревнях Илькино и Санчур Меленковского района... Чаще всего сельские добровольцы прибывают на место происшествия раньше профессиональных пожарных.
- В 2015 году подразделения ДПО принимали участия в тушении 265 пожаров, — озвучивает статистику Татьяна Бобкова, — а 11 пожаров были потушены самостоятельно, до приезда профессионалов.http://vladimir.mk.ru/articles/2016/04/27/vladimirskomu-dobrovolnomu-pozharnomu-obshhestvu-120-let.html