18.04.2016 В Сабинке добровольная пожарная дружина работает на голом энтузиазме. Больше не на чем.
Спасибо, мужики!
В селе Сабинка Бейского района уже несколько лет существует добровольная пожарная охрана, в простонародье - дружина. Пожарной части (в привычном понимании) у сельских огнеборцев нет. Нет тут и наблюдательных постов, тренировочных полос препятствий и даже учебной башни. Вместо всего этого - неприглядный, облезший гараж на окраине деревни, пустырь и вид на трассу. Никаких специальных условий не увидите вы и внутри. Под понятие «комфорт» здесь можно отнести разве что старые стулья. И вопреки всему - отсутствию оснащения, хронической нехватке денег на топливо, допотопной технике - дружина борется с пожарами в четырех деревнях.
Пожарнообязанные
Пожарные - шесть сотрудников сабинского сельсовета. За главного - водитель местной администрации Сергей Сафонов. Какую должность он занимает в сельской пожарной части (ПЧ) - сразу ответить затрудняется. Коллеги, шутя, ему подсказывают:
- Механик по чрезвычайным ситуациям, чрезвычайный пожарный - выбирайте, что больше нравится.
- Да идите вы... - смеется он. - Записывайте: и.о. специалиста ГО и ЧС администрации сабинского сельсовета.
История о том, как он, а также другие непрофессиональные огнеборцы попали на эту работу, в данном случае совсем не запутанная и до неприличия банальная.
- Тушение пожаров - своего рода общественная нагрузка, - объясняет мужчина.
«Спецовки» у деревенских специалистов нет, жизни их не застрахованы и вообще все их служебные проблемы в большинстве случаев - личные.
Если, например, гражданская одежда во время полыхающей «общественной нагрузки» придет в негодность - новую никто не выдаст и уж тем более не компенсирует ее стоимость.
Кстати, дружинники за свой нелегкий труд не получают ни копеечной зарплаты, ни премии, ни прибавки, в общем, ни-че-го, что могло бы поправить их незавидное положение. На что живут - непонятно. Ведь даже их кровно заработанные по основному месту работы поступают с задержкой. На момент встречи с журналистами «ШАНСА» мужчины не видели денег два месяца.
- А отказаться от этой нагрузки можно? Ну, если, например, кто-нибудь из вас не хочет подрывать свое здоровье и т.д.? - задаем мы вполне логичный вопрос.
- Вы Конституцию когда последний раз читали? - отвечает вопросом на вопрос Сергей. - Там сказано, что как гражданин вы обязаны...
Тушите, как хотите!
В этом году горячий сезон у добровольных деревенских пожарных, разрывающихся на четыре населенных пункта: Сабинку, Красный Катамор, Калы и Новокурск, начался задолго до годовщины дня, вошедшего в историю Хакасии как «черная Пасха».
Первый тревожный звонок с сообщением о «природном возгорании» поступил 6 апреля. Тогда огонь хозяйничал на свалке в Новокурске.
- После 22 часов позвонили с единой диспетчерской службы, затем с пожарки со словами: «У вас горит». Я отвечаю: «И пусть горит. Вызывайте прокуратуру, кого хотите, выясняйте, кто поджег, каким образом», - рассказывает Сафонов. - Следом звонит Богданов (первый замглавы администрации Бейского района - «ШАНС»), говорит: «Езжайте». А на чем? У нас «Волга» три дня стоит без бензина, ни литра нет, пешком ходим. Залез на «каланчу» - крышу своего дома, «прилип» к антенне, покрутился вокруг нее... Новых возгораний не увидел. А что я мог сделать еще?
Словно по мановению волшебной палочки на следующий день (аккурат перед приездом «ШАНСА») в гараж доставили 50 литров бензина в «ГАЗик», именуемый в простонародье «таблеткой», и 60 литров в пожарную машину.
С топливом и техникой у сабинской пожарной охраны постоянные проблемы. В селе говорят: если бы не голый энтузиазм добровольцев, то спасательная организация давно бы прекратила свое существование.
- Каждый раз нам говорят, что мы бензин не по норме расходуем. А какие нормы могут быть, если машины ни разу не капиталились. На «УАЗике», например, поршневой практически нет, - разводят руками бойцы. - На что ее купить? В прошлом году на весенний период на бензин нам дали только пять тысяч рублей. И при этом отметили: это только на топливо.
«Старушка»
Собственная пожарная машина на селе - роскошь, даже если она списана и всячески переделана, переварена, перепаяна - список можно продолжать долго.
Про то, что эта «роскошь» - не что иное, как головная боль, обычно говорить не принято. В конце концов, «дареному коню в зубы не смотрят».
- Машина неплохая, заводится, - говорят мужики. - Вот только аккумулятор...
Оказывается, в деревню транспорт вернулся лишь в начале апреля из Бондарево. Сослать автомобиль (ради его же блага) в конце прошлого года пришлось из-за того, что не было возможностей содержать его.
- По этой пожарной части у нас большая задолженность, около 250 тысяч рублей. Она отапливается электроэнергией и углем. В этом году наш бюджет - всего около 50 тысяч рублей. Скорее всего, на эти деньги и был куплен бензин, потому несколько тысяч от этой суммы можно смело отнять, - сетуют пожарные.
Сказать, что спецмашина находится в аховом состоянии, нельзя, ведь, как мы упоминали выше, она заводится. А это, согласитесь, дорогого стоит.
- Бочка течет, вода выливается, - поясняет один из работников. - Сейчас еще и проблемы с аккумулятором добавились. Уезжала в Бондарево с новым, приехала со старым, который даже невозможно подзарядить.
Менять устройство, естественно, не на что.
- Как бы вам не соврать: я женился в 1996 году и уехал в Минусинск, где в те годы в ПЧ такие модели уже работали. На одной из них мы даже варили бак, - вспоминает Сафонов. - Эту нам передали с Беи. То есть можете примерно представить, сколько ей лет.
Помимо «пожарки» на балансе добровольного общества имеется еще четыре транспортных средства: «Волга» 2004 года выпуска, «УАЗик», автобус, водовозка и «Петушок» - трактор с ковшом.
Если вдруг случится пожар, рассчитывать на последний не стоит. Легендарное транспортное средство находится в полуразобранном состоянии. Найти запчасти на него сейчас практически невозможно, потому сказать точно, когда он встанет в строй, не может никто.
- Хотели автобус выставить на аукцион, продать и купить в одной организации старенький, но мало работавший гусеничный трактор «ТТ-4», - признаются спасатели. - Но с аукционом много волокиты, никто за это не берется.
Не оформлена должным образом и водовозка, которая в недавнем прошлом была не чем иным, как грузовым транспортом. Переделывали мужики ее сами, потому, если их остановят сотрудники ГИБДД - проблем не избежать.
Впрочем, в борьбе с огнем хороши все средства, и тут уж не до соблюдения правил дорожного движения. В крайних случаях пользу приносит даже «Волга». В нее обычно загружают 50-литровые емкости с водой.
Помимо этого в арсенале пожарной дружины имеются метлы, две мотопомпы для перекачки воды и четыре РЛО (ранцевый лесной огнетушитель).
- Находимся в режиме боевой готовности, - рапортуют огнеборцы. - Но мы думаем, что в этом году гореть не будем...http://shans-online.com/articles/2016-04-18/v_sabinke_dobrovolnaya_pozharnaya_druzhina_rabotaet_na_golom_entuziazme_bolshe_ne_na_chem/