13.04.2016 В 1905 году состоялось передача пожарной команды Самары из общегосударственного в муниципальное подчинение, и она стала называться городской общественной пожарной командой. Тогда же были разработаны правила об организации и структуре самарской городской пожарной команды, в которых говорилось, что ее для целей борьбы с огнем за свой счет содержит городское общественное управление.
Городская Дума имела право распределять личный состав команды и ее имущество по отдельным пожарным частям и образовывать ее временные отделения. Например, на 1905 год Дума определила следующее штатное расписание пожарной команды: один брандмейстер, четыре унтер-брандмейстера и 147 служителей. Дума также заботилась, чтобы все служащие имели городские квартиры с отоплением и освещением, следила за хозяйственной частью пожарных команд, устанавливала необходимое число лошадей, огнегасительных машин и прочих принадлежностей. А еще в обязанности городской Думы и управы было отслеживание всех появлявшихся технических новшеств пожарного дела и приобретение их для своего пожарного обоза.
Тем не менее в начале ХХ века Самара, даже несмотря на наличие противопожарного водопровода, по сравнению с другими городами все-таки горела чаще. Это было связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, в Самаре, особенно на ее окраинах, по-прежнему преобладали деревянные дома, поскольку возведение зданий из камня подавляющему большинству жителей было не по карману. Во-вторых, желал лучшего надзор за возведением новых домов и их расположением. Из-за этого к началу века во многих кварталах возникла такая скученность строений, что при очередном пожаре огонь всегда выходил далеко за пределы одного двора.
Кроме того, после тщательного анализа этих и других проблем правление Самарского городского общества взаимного страхования от огня признало, что даже при наличии противопожарного водопровода и хорошо организованной пожарной команды для успешной борьбы с огненной стихией большое значение имеет еще и быстрый приезд огнеборцев на место происшествия. Между тем в начале ХХ века пожарная команда Самары узнавала о возгорании только тогда, когда дежурный на каланче замечал вырывавшиеся из какого-нибудь дома огонь и дым. А ведь специалисты считают, что на этой стадии пожара огонь уже достигает такой сокрушительной силы, что борьба с ним в данный момент становится очень сложной. Таким образом, еще одной выявленной противопожарной проблемой для Самары начала ХХ века стало своевременное оповещение пожарных частей об очередном огненном происшествии.
Наиболее кардинальным средством раннего обнаружения пожара для того времени специалисты считали повсеместное внедрение электрической сигнализации, которая в начале ХХ столетия уже была устроена во многих губернских и даже уездных центрах России. Самарское правление признало полезным смонтировать такую же сигнализацию и в нашем городе, о чем и доложила на заседании комиссии по заведованию городским пожарным обозом 16 декабря 1911 года. Тотчас же многие электротехнические фирмы предложили самарским властям свои услуги.
Самарская городская управа сразу же после этого решения стала вести переписку со своими московскими коллегами, заявив о желании приобрести пожарный автомобиль. Вскоре Московская городская управа сообщила самарцам о том, что на примете есть хорошего качества машина производства южно-германского завода Гагенау. Этот автомобиль вмещал восемь человек, на нем размещались французская двухколенная лестница, две штурмовки, спасательный снаряд «Кенига», два огнетушителя, стендер, трехходный кран, гидропульт, 60 саженей заливных рукавов и специальный инструмент. Кроме того, узнав о намерении самарских властей, многие иностранные фирмы тоже прислали свои рекламные проспекты в городскую управу. В результате наш город приобрел для своей пожарной команды самые лучшие машины, какие только выпускали в то время.
Картина повторилась, когда 20 февраля 1913 года Городская Дума приняла решение о необходимости провести электрическое освещение в пожарных частях. Узнав об этом намерении, электротехнические фирмы стали предлагать свои услуги и присылать сметы на устройство современного освещения.
А незадолго до революционных событий 1917 года у самарских огнеборцев обнаружилась еще одна проблема. В городе было построено много четырех- и пятиэтажных домов, однако в распоряжении городских пожарных к этому времени были лишь лестницы, которые достигали только второго этажа. К тому же все они были деревянными и очень тяжелыми. Для их установки у горящего здания требовалось не менее 10 человек. Поэтому самарские власти решили выписать из Императорского Российского пожарного общества для городского пожарного обоза две двухколенные раздвижные механические лестницы легкого типа, четыре лестницы-трехколенки и одну механическую четырехколенную лестницу новой усовершенствованной конструкции и автоматическим остановочным устройством, имевшую железные поручни и четырехколесный ход.
Для установки двухколенной лестницы требовалось один-два человека, а для трехколенки - три-четыре человека. Правда, обе они были сделаны из ясеневого дерева, но покрыты огнезащитным составом. И хотя в то время легкая штурмовая лестница стоила 15 рублей, а, к примеру, четырехколенка - 1 700 рублей, городская Дума все-таки пошла на эти расходы. В результате уже в 1912-1913 годах пожарный обоз Самары был оснащен новыми механическими лестницами.
Летом 1916 года городская управа получила известие из Москвы о том, что товарищество огнетушителей «Ниагара» открыло контору по продаже ручных аппаратов для борьбы с огнем. Самарские представители, изучив продукцию фирмы, выяснили, что огнетушитель «Ниагара» превосходит все аналогичные аппараты конкурирующих производителей по своим техническим качествам. Например, при его использовании можно было в любой момент остановить направленную в пламя струю. К тому же аппарат фирмы «Ниагара» был удобен при его наполнении и заряжении. В результате Самара приобрела партию новых огнетушителей.
К 1917 году самарский пожарный обоз имел одно из лучших в России техническое оснащение, вплоть до современных пожарных машин. Всего за 60 с небольшим лет своего развития (с 1853 по 1917 годы) пожарная техника и оборудование пожарных частей нашего города прошли огромный путь: от багров, топоров, ломов, заливных труб - до пожарных машин, от водовозных бочек и чанов - до пожарного водопровода, от сигнальных колоколов и дежурных на каланче - до телефонной связи, от свечей, керосиновых ламп и масляных плошек - до электрического освещения пожарных частей. К этому времени в Самаре ушли в прошлое кошмары опустошительных пожаров, не раз целиком уничтожавшие город, его жителей и огромные его материальные ценности.
К началу 20-х годов ХХ века в Самаре в основном возникали пожары местного значения, не выходящие за пределы одного городского квартала. С этим бедствием самарские пожарные, вооруженные современной для тех лет техникой, обычно справлялись быстро и организованно.
Продолжение следует.
(Материал из книги «Вехи огненной Самары» том 1) http://www.niasam.ru/Obschestvo/God-pozharnoj-ohrany--istoricheskie-vehi-razvitiya-pozharnoj-ohrany-Samarskoj-oblasti--prodolzhenie-71905.html