14.03.2016 В Башкирии 62% населённых пунктов находятся за пределами нормативов прибытия пожарных, а почти треть территории прикрываются лишь силами добровольных пожарных. Такие данные выяснились на заседании комитета Госсобрания РБ.
Нужны профессиональные пожарные
Сегодня в республике 27% территории республики прикрыты лишь добровольцами. Это более 1000 населённых пунктов! В почти 62% населённых пунктов Башкирии время прибытия профессиональных пожарных составляет далеко не 20 минут, как положено по нормативу для сельской местности (для города – 10 минут).
Марат ЛАТЫПОВ, начальник Главного управления МЧС по РБ, считает, что в больших населённых пунктах (города и райцентры защищаются противопожарными службами федерального значения), необходимо открывать дополнительные профессиональные подразделения, финансируемые из республиканского бюджета. Сейчас таких, регионального значения, на всю Башкирию всего 17. Последний был открыт в селе Кандры. Для сравнения, в соседнем Татарстане – 99, а в Удмуртии и вовсе 139. Закладывать средства на открытие новых Минфин РБ не торопится, призывая развивать добровольческие отряды. «На них ведь денег не надо тратить», - заметил Латыпов.
По поводу деятельности добровольцев главный эмчээсник настроен не совсем оптимистично. По его словам, такие формирования не являются профессиональными, не обеспечиваются стабильным финансированием и не имеют соответствующей материально-технической базы, что крайне негативно влияет на их готовность к выполнению задач.
- Добровольцы не имеют права проводить спасательные мероприятия - не могут заходить в дом и вытащить кого-то, так как не застрахованы, не обучены, не прошли медосмотры. Они могут только участвовать в тушении пожара и проводить профилактические работы, - говорит Марат Раисович.
Не осталось даже тел
Фарит ГУМЕРОВ, начальник Госкомитета РБ по ЧС, считает, что добровольная пожарная охрана тоже обязательно должна развиваться. Он напомнил о произошедшей 26 января трагедии в Гафурийском районе. В маленькой деревушке Зириклы, расположенной в глухой тайге, где даже электричества нет, сгорел бревенчатый дом с тремя малышами, самому старшему из которых было всего лишь 3 года. Мать отлучилась по хозяйским делам. Когда она и остальные сельчане увидели дым и прибежали, зайти в объятый огнём и дымом дом уже было невозможно. Тушить огонь нечем. До ближайшей большой деревни Толпарово, где действует добровольная пожарная дружина и есть средства тушения, 14 км. Но связи с внешним миром в Зириклах нет, нет и дороги. До цивилизации сельчане добираются летом на лошадях, зимой на снегоходах. Когда, наконец, прибыла помощь, тушить было уже нечего.
- Я сумел добраться до пепелища лишь через 20 часов после начала возгорания, - рассказывает о зириклинском случае Фарит Гумеров. - Это труднодоступный горный район. Стояли родители, смотрели на угли и даже фрагменты своих детей не могли собрать – всё сгорело дотла. На их глазах догорали бедные дети, и они ничего не могли сделать. Староста этой деревни говорит, что если бы были мотопомпы, то протянули бы рукава до реки Зилим, что в метрах 400 от улиц. Дизель-генераторы у них имеются. Потушили бы пожар, и хотя бы вытащили тела…А сейчас в Хайбуллинском районе идёт борьба со снежными заносами. С самого начала 38 населённых пунктов оставались без транспортного сообщения. Не дай бог случился бы где-то пожар – никто не пришёл бы на помощь.
Без добровольцев не обойтись
По мнению Гумерова, для отдалённых и труднодоступных населённых пунктов добровольная пожарная охрана - единственная надежда. Сегодня по республике 19 000 добровольцев, которые объединены в 480 команд. У них на вооружении есть техника (в том числе списанная в пожарных подразделениях), автоцистерны, мотопомпы. Только с начала этого года они самостоятельно потушили 30 пожаров и участвовали в тушении ещё 102.
Но чтобы оказываемая ими помощь была более эффективной, их надо обучить, застраховать, проводить медосмотры, научить вести профилактические работы и развивать материально-техническую базу. На это нужны деньги. Хотя бы 1 млн рублей – такую цифру назвал начальник Госкомитета. И тоже взял в сравнение соседние регионы. В Татарстане на поддержку добровольцев выделено 400 тысяч рублей, в Пермском крае – 12 млн, а в Оренбургской – 19 млн. В сентябре 2014 года ГУ МЧС по РБ также разработало документ, где просило финансирования добровольцев, но он не прошёл согласование в правительстве и был отклонен в Минфине.
В год в республике происходит свыше 4 000 пожаров. Стоимость прямого ущерба от одного возгорания составляет в среднем 56 тысяч рублей. Депутаты подсчитали, что в итоге пожары обходятся нам примерно в 225 млн рублей. Это без учёта 200 человеческих жизней, которые ежегодно уносит огонь. 1 млн рублей, на которые могут быть поддержаны добровольцы, выглядят ничтожной суммой на фоне цифр ущерба.
На заседании было решено, что профильное ведомство вновь подготовит документ с обоснованием целей и сумм, а депутаты поддержат эту статью расходов во время обсуждения бюджета на будущий год.
Айгуль МУСИНА
Цифры
55% территории республики находятся под защитой федеральной противопожарной службы.
13% - республиканских противопожарных подразделений.
27% - добровольной противопожарной охраны.
5% - частной, ведомственной службы.http://u7a.ru/articles/society/11563