12.03.2016
Президенту Российской Федерации
Путину В.В.
от ветеранов пожарной охраны
Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Уважаемый Президент Российской Федерации!
Уважаемый Владимир Владимирович!
Обращаются к Вам ветераны пожарной охраны страны.
Основанием для обращения послужило то, что мы больше не можем видеть, как происходит постепенное и продуманное уничтожение федеральной государственной противопожарной службы России, той службы, которая создана, в первую очередь, для обеспечения сохранения жизни и здоровья граждан страны при пожарах.
Мы считаем, что конституционное право граждан на жизнь и здоровье является наиглавнейшим, и никто, в том числе и Министр МЧС России Пучков В.А., не вправе под предлогом «оптимизации пожарной охраны» этим правом пренебрегать.
Даже в сложные 1990-е годы, когда пожарным месяцами по понятным причинам не платили заработную плату, не хватало денег на ГСМ, ремонт пожарной техники, закупку боевой одежды и средств защиты органов дыхания для пожарных, пожарная охрана выстояла и не потеряла главного – своего высокопрофессионального кадрового звена.
Министр МЧС России Пучков В.А., постоянно всем СМИ раздает интервью о том, что: «…пожарная охрана России занимает лидирующее положение в мире… благодаря слаженной и профессиональной работе. … На протяжении последних лет обстановка с пожарами и их последствиями имеет устойчивую положительную динамику».
По нашему мнению, подобные заявления на фоне резонансных пожаров происшедших в последнее время звучат по меньшей мере странно, если не сказать больше…
30 января 2016г. Пожар на швейном предприятии в городе Москве. Площадь пожара превышает 1000 метров. Погибает 12 человек.
13 декабря 2015г. Пожар в психоневрологическом диспансере в Воронежской области. Погибает 23 человека.
11 марта 2015г. Пожар в ТЦ «Адмирал» в городе Казани. Здание уничтожено полностью. Погибло 17 человек.
Июль 2015г. В Республики Хакасия огнем уничтожено 40 населенных пунктов. Погиб 31 человек.
30 января 2015г. Пожар в библиотеке ИНИОН РАН. Здание полностью уничтожено огнем. Безвозвратно утерян уникальный библиотечный фонд.
13 сентября 2014 года. Пожар в интернате в Новгородской области. Погибло 37 человек.
26 апреля 2013г. Пожар в психоневрологической больнице в Московской области. Погибло 38 человек.
11 сентября 2013г. Пожар на швейном предприятии в Московской области. Погибло 15 человек.
2015 год – череда пожаров в жилом секторе на которых происходит массовая гибель детей…
Этот печальный перечень, к сожалению, можно продолжать и далее. Но суть не в печальной статистике, а в ее причинах.
На наш взгляд эти причины лежат на поверхности.
Это непродуманная, ничем не обоснованная политика Министра МЧС России Пучкова В.А. по «оптимизации федеральной противопожарной службы» приведшая:
1) К фактическому уничтожению органов государственного пожарного надзора, и, как следствие, невозможности осуществления Министерством одной из основных функций – выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности, профилактики пожаров.
2) Резкому снижению профессионализма должностных лиц МЧС России, занимающихся вопросами организации и тушения пожаров. И это не голословно. Любой профессионал-пожарный скажет, что если после прибытия пожарного подразделения площадь пожара со 100 кв. метров увеличивается до 1 500 кв. метров и более, то это уже просто выжигание объекта под контролем пожарных.
3) К массовому увольнению высококлассных специалистов, занимавшихся тушением пожаров, как то, заместители начальников караулов, командиры отделений, водители специальной пожарной техники, в том числе техники по спасанию с высот (50 и более метров) и т.д.
Думается, если бы названные причины не существовали, то в большинстве случаев катастрофические последствия пожаров не наступили бы.
Но к большому сожалению, никто не задумывается об устранении названных причин.
Наоборот, все то, что за последние десятилетия было создано в настоящее время планомерно разрушается и уничтожается.
Всего лишь несколько примеров:
- за 2014-2015 годы численность территориальных органов государственного пожарного надзора сокращена более чем на 20%. Далее – более. Распоряжением МЧС России от 23.12.2015г. № 47-79-3 предусмотрено сократить с 01 апреля 2016г. численность государственного пожарного надзора еще на 50%. Как это можно соотнести с реально сложившейся обстановкой с пожарами и даже с высказыванием самого В.А. Пучкова: «… одно из важнейших направлений деятельности федеральной противопожарной службы – осуществление государственного пожарного надзора…»?
- в 2014-2015 годах происходило плановое уничтожение пожарно-технических центров, учебных центров, занимавшихся подготовкой пожарных, пожарно-испытательных лабораторий, финансовых и юридических подразделений. Так, например, в Вологодской области из 9-ти пожарно-спасательных отрядов осталось всего 7, в Санкт-Петербурге закрыт учебный центр, а количество сотрудников и работников пожарно-технического центра сокращено более чем на 50%, в двое сокращено количество штатных должностей финансовых работников. Аналогичная ситуация складывается по всей России.
И это далеко не предел.
Так, в настоящее время всем сотрудникам, достигшим 45 летнего возраста, вручены уведомления о предстоящем увольнении. Хотя законодательство допускает продление сроков службы еще на 5-ть лет.
А это живые люди, большинство из которых высококлассные специалисты, посвятившие всю свою жизнь пожарной охране. Например, Андрей Витальевич Плыгун, на котором держится вся служба пожаротушения Санкт-Петербурга.
Для чего? Для сиюминутной выгоды по снижению фонда заработной платы?
Нельзя не сказать и еще об одном направлении так называемой «оптимизации».
В Министерстве принято решение о замене сотрудников на работников в подразделениях технических, кадровых, финансовых, юридических и некоторых других служб ФПС МЧС России, что означает не только снятие погон с людей, но и лишение их прав на выход на пенсию по достижении установленного срока службы, резкое снижение уровня заработной платы (с 40-30 тыс. рублей до 18-13тыс. руб.).
Это нововведение предполагается осуществить с 01 апреля 2016г.
Что за этим последует можно только предполагать.
Глубоко убеждены, что никакой оптимизацией нельзя оправдать сокращение живых людей, работающих непосредственно на «земле» и составляющих основу боеспособности подразделений ФПС МЧС России.
Мы прекрасно понимаем и осознаем трудности современного периода для Страны.
Уверены в необходимости оптимизации деятельности МЧС России в целом и ФПС МЧС России в частности.
Но оптимизация - это ни только и нисколько необдуманное сокращение численности, а прежде всего поиск и разработка оптимальной, взаимосвязанной структуры Министерства, исключающей дублирование функций не только между внутренними подразделениями, но и с исполнительными органами власти и местного самоуправления, а также выполнение задач, которые никоем образом на Министерство не возложены.
Отдельно хочется остановиться на подписанном Министром Пучковым В.А. приказе от 29.01.2016г. № 35 согласно которого Приказ МЧС России №743 от 28.12.2009г., которым программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг» принят на снабжение, признан утратившим силу.
Комплекс был разработан по поручениям Президента России, которые были даны в 2009 году Министерству после пожара в интернете в Республике Коми, на котором погибло 23 человека.
Комплекс, получивший высочайшую оценку от Вас и от Председателя Правительства России, был развернут в подразделениях пожарной охраны, прикрывающих порядка 90% городов и крупных населенных пунктов России. На него выведены сигналы более чем с 60 000 социально-значимых объектов. Из бюджетов различных уровней на реализацию части 7 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» затрачено 3,5 млр. рублей.
Отмечаем, что с таким трудом созданная система автоматического вызова пожарных подразделений в учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты в настоящее время стала активно разрушаться.
Но беда не только в пустую потраченных огромных финансовых средствах, а и в том, что опять уровень безопасности социально незащищенных слоев населения вернется к уровню 90-х годов, то есть он будет практически нулевым.
Уверены, что Министр Пучков В.А. принял такое решение без согласия высшего руководства Страны.
Нам не понятно, кто дал право Министру Пучкову В.А., игнорировать указы Президента России и распоряжения Правительства России, единолично брать на себя право разрушать систему, созданную для обеспечения сохранности жизни и здоровья людей при пожарах.
Невольно приходится сравнивать деятельность на посту Министра МЧС России Шойгу С.К. и Пучкова В.А. Если первый был созидатель, то второй за 4-е с небольшим года привел Министерство к утрате большинства позиций практически по всем направлениям деятельности и, как следствие, к потере авторитета. Вспомните, как была оценена нашими гражданами ситуация с замерзающими людьми на автомобильной трассе в Оренбургской области…
Большинство из пожарных и спасателей заявлениям и обещаниям Пучкова В.А. уже не верят. Особенно это стало заметно после не выплат зарплат в декабре 2015г., хотя Министр утверждал, что у него все под контролем…, а также на праздновании 25-летия МЧС России, когда зал 15 минут овациями приветствовал Шойгу С.К. и молчаливо встретил Пучкова В.А.
Вот такая невеселая история.
И еще.
Если Пучков В.А. всерьез заявляет:
- об «оптимизации расходования бюджетных средств», то очевидно, прежде чем такую оптимизацию проводить, необходимо провести аудит финансовой деятельности и ее анализ, и не сводить все только к сокращению штатной численности ФПС МЧС России, сводя на нет ее эффективность и боеспособность.
А, вообще то, по нашему мнению, оптимизация должна проводится на основании серьезных научных разработок.
Уверены, что по данным обращениям подписались бы сотни ветеранов пожарной охраны и тысячи действующих сотрудников МЧС России.
Ветераны пожарной охраны Санкт-Петербурга и Ленинградской области (14 подписей).
Входящий номер обращения в канцелярию Президента – от 03.03.2016г. № 2016030421263211