09.03.2016 20 лет назад, 9 марта 1996 года, в Киеве загорелся радиотелевизионный комплекс на Крещатике, 26.
Пожар вспыхнул ночью на втором этаже в центральной аппаратной радиовещания.
Как ни странно, пожарных вызывали не работники радио (радиовещание велось круглосуточно) и не пост милицейской охраны у центрального входа, а житель соседнего дома.
В регистрационном журнале дежурной части пожарной охраны Киева зафиксирована его фамилия - Безштанько, без инициалов. Кто был этот человек, осталось неизвестным. Время вызова: 3 часа 35 минут.
Радиотелевизионный комплекс - объект государственной важности. К нему помчались с сиренами десять пожарных машин. Пожарные начали тушить языки яркого пламени.
Вдруг выяснилось, что на втором этаже, где возник пожар, находятся несколько работников радио. Огонь отрезал их от центральной лестницы, они не могут выйти из горящего помещения.
Одиннадцать пожарных побежали спасать людей. Ночных работников радио эвакуировали через окно - живых и невредимых. Однако очень напуганных.
На место происшествия прибыл Николай Дорошко, начальник управления пожарной безопасности Киева. Произошедшее он определил как пожар третьей категории (то есть очень опасный) и вызвал дополнительные подразделения.
Примчались еще 29 красных машин. Около 100 пожарных боролись с огнем, но справиться с ним не удавалось.
Тогдашнего председателя Национальной телекомпании Украины Александра Савенко не было в Киеве - он находился в командировке на сессии Евровидения. Вызвали первого вице-президента Ивана Мащенко.
Иван Гаврилович приехал через полчаса. Центральный вход в здание заблокировали пожарные машины, пришлось воспользоваться запасным входом - с улицы Бориса Гринченко.
К тому времени пламя по коммуникационным каналам распространилось со второго "радийного" этажа на "телевизионный" третий и охватило основную студию канала УТ-1 (сейчас Первый национальный).
Далее огонь проник на четвертый этаж, где располагались режиссерская и технические аппаратные телевидения.
"Мой служебный кабинет, - вспоминал Мащенко, - был в дальнем от места пожара крыле. Но и там стоял едкий запах дыма и гари. Свет во всем здании был выключен, телефоны не работали. Поэтому темными коридорами и запутанными переходами я направился к эпицентру. В центральной части сооружения все еще караулили с гидрантами пожарные".
Если бы пламя охватило чердак, произошла бы катастрофа - мгновенно вспыхнули бы деревянные стропила, огонь перекинулся бы не только на административное здание Госагропрома, но и на соседние жилые дома по четной стороне Прорезной. Избежать жертв вряд ли удалось бы ...
Пожар в телерадиоцентре на Крещатике, 26 бушевал до утраUkrinform
Пожар в телерадиоцентре на Крещатике, 26 бушевал до утра
Слушатели занервничали
В 6 часов утра пламя наконец удалось потушить.
На тот момент часть жителей Украины не на шутку разволновалась. Ведь в 5:30 утра по радио не прозвучали Гимн Украины и привычное "Говорит Киев". Люди занервничали: что происходит в стране? Еще хорошо помнили путч 1991 года с "Лебединым озером" вместо передач.
Смятение людей усилилось, когда в 7:00 на экранах не появилась знакомая заставка украинского телевидения. Занервничали и за рубежом, ведь смолкло украинское иновещание.
Радиопрограммы быстро возобновили из Дома звукозаписи на улице Леонида Первомайского. Сложнее было с телевещанием, которое с задержкой организовали из нового телецентра на Мельникова, 42.
Эфиры с Крещатика, 26 начались в 10 часов - в прямом эфире показали репортаж из полусгоревшего дома.
Последствия пожара
Вред, причиненный пожаром, был колоссален.
У телевизионщиков полностью сгорела центральная аппаратная, а также крупнейший в доме аппаратно-студийный комплекс №1 с дорогим импортным оборудованием.
Работники радио обнаружили, что водой залито 50 тыс. магнитных лент - половина легендарной фонотеки Украинского радио. Она формировалась на протяжении полувека! Пострадали ценные записи с голосами дикторов, корифеев театра, а также популярных певцов и музыкантов, в разное время гастролировавших в Киеве.
Общая сумма убытков превысила десять миллионов долларов.
Следствие установило, что в центральной аппаратной радиовещания первой загорелась деревянная тумбочка, на которой стоял электрический чайник. От тумбочки вспыхнули шторы. Далее огонь охватил деревянный потолок. Она упала на радиооборудование, загорелась вся аппаратная.
Возможно, возгорание стало следствием небрежности персонала, перед этим отмечавшего 8 марта - как и везде, опрокинув рюмку на рабочем месте.
Но не исключено, что произошел злонамеренный поджог. Мотивы? От желания скрыть какие-то злоупотребления с импортным оборудованием до мести работникам радио и телевидения за их государственную позицию. Ведь 9 марта - день рождения Тараса Шевченко, пожар выглядит символично. По крайней мере телефонные звонки с сообщениями, что помещение радиотелевизионного комплекса заминировано, звучали не раз и не два.
Точного ответа о причинах пожара нет до сих пор.http://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2016/03/160309_ru_s_tsalyk_blog_radiocentre