05.03.2016 «На днях получил протокол по статье 18.12 часть 3 с формулировкой „Управление ТС, не укомплектованным исправным и сертифицированным огнетушителем“, — рассказал свою историю наш читатель Константин. — С момента прохождения гостехосмотра прошло меньше месяца, там к огнетушителю вопросов не возникло. Инспектор же остановил мой Hyundai Accent, потребовал сертификат на огнетушитель (в перечне документов, предоставляемых для проверки, нет ни слова о нем) и путем визуального осмотра установил, что устройство неисправно. В итоге я с протоколом не согласился». Мы попросили специалистов отдела технадзора ГАИ прокомментировать ситуацию.
«На огнетушителе итальянского производства указана всего одна дата — 27.06.2009, — описал обстоятельства водитель. — На самом устройстве на разных языках описан способ применения и условия хранения, но нет ни слова о сроке годности и перезарядках. Также важное обстоятельство: автомобиль не мой. Перед началом движения я проверил наличие всех документов, укомплектованность машины, наличие зимней резины — все было в полном порядке. Неужели я еще должен был проверить исправность огнетушителя? Я в этом не разбираюсь — это было сделано при гостехосмотре».
«Возникает несколько вопросов: может ли инспектор ДПС визуально устанавливать работоспособность огнетушителя и делать заключение о его исправности? Считал, что заключение об исправности устройства делает пожарная инспекция, — продолжает наш читатель. — Может ли инспектор ДПС требовать предоставления сертификата и утверждать, что огнетушитель не сертифицирован? Достаточно ли вышеизложенных фактов для доказательства моей вины?»
«В приложении 4 к ПДД указаны требования к техническому состоянию автомобилей, которым разрешается участие в движении, — прокомментировали ситуацию корреспонденту Onliner.by в отделе технадзора Минской ГАИ. — В пункте 44 главы 7 указано, что в легковой машине обязательно должны быть аптечка, знак аварийной остановки, огнетушитель. Последний должен быть исправен и сертифицирован. Водитель обязан соблюдать это правило. Потому инспектор в обратном случае может привлечь автомобилиста к ответственности по статье „Управление транспортным средством, имеющим неисправности“ (18.12.3). В ПДД говорится о сертификации, эта фраза отсылает к требованиям СТБ 11.13.04-2009. В нем указано, какой огнетушитель считается исправным (не имеющий повреждений, имеющий действующий срок хранения). Стандартом закреплено, что этикетка огнетушителя и его эксплуатационные документы (руководство по эксплуатации, инструкция по техобслуживанию и перезарядке и др.) должны быть выполнены на белорусском или русском языке (в том числе и для огнетушителей, импортируемых из-за границы). Даже если опустить это требование, несоблюдение которого уже является нарушением ПДД (так как оно влияет на безопасность опосредованно), обратим внимание на дату. По стандартам на оборотной стороне огнетушителя размещается именно дата изготовления, в нашем случае — 27.06.2009. Одноразовые устройства не имеют долгого срока эксплуатации (он меньше шести лет). Даже если предположить, что баллончик является перезаряжаемым огнетушителем, то по СТБ его должны испытывать и перезаряжать не реже одного раза в пять лет. О проведенной процедуре должна информировать маркировка, нанесенная в виде дополнительной этикетки. Во всех трех случаях усматривается нарушение со стороны водителя. Инспектор мог определить, что огнетушитель не сертифицирован, и составить протокол. В случае несогласия автомобилист имеет право его обжаловать».
Резюмируя, в ГАИ заметили: «Всем, кто возит в машине огнетушители „для галочки“, все же стоит подумать и о безопасности. По статистике практически каждые сутки в стране регистрируется хотя бы один автопожар»https://auto.onliner.by/2016/03/05/zakon-97