20.02.2016 Наши дворы заставлены машинами, причем настолько плотно, что это становится причиной трагедий. Подобная халатность приводит к тому, что спецслужбы не в состоянии проехать сквозь дворовые проезды. Редакция AutoСhel.ru отправилась в пожарно-спасательную часть №1, чтобы узнать о тяготах жизни водителя пожарной машины и лично убедиться в том, что даже у городской администрации нельзя чувствовать себя в безопасности.
Рабочий день старшего инструктора по вождению Александра Полунина начинается засветло. Подъем в 5:30 утра, развоз детей по садикам, после чего нужно успеть к 8:00 добраться из Копейска в центр Челябинска, где находится самая известная пожарно-спасательная часть №1. График работы – сутки через трое, но на работе наш герой появляется гораздо чаще. Такая служба, и с этим ничего не поделать.
– Жена привыкла, раньше боялась за меня, но сейчас спокойнее относится. Хотя звонит часто, – улыбается Александр.
Застенчивый прапорщик поначалу смущается, вниманием общественности эти люди не обделены. Так повелось, что мы перестали замечать их работу. И что самое печальное, забывая о пожарных, мы наплевательски относимся к собственной безопасности. Идея этого материала возникла после просмотра ролика, в котором сотрудники спецслужбы из Одинцово растаскивают припаркованные автомобили, чтобы проехать к месту пожара. Хозяева бросили свои машины так, чтобы быстрее добраться до офиса или дома, а о том, что такая парковка может привести к трагическим последствиям, даже не задумались. Вот мы и решили проверить, а как относятся к безопасности в Челябинске?
Водители стали пропускать пожарных
Ситуация в нашем городе меняется в лучшую сторону. Пусть не так быстро, но это уже видно. К сожалению, большинство водителей прикрываются тем, что пункт 3.1 ПДД говорит, что воспользоваться приоритетом можно, только убедившись, что дорогу уступают. Да и штраф за подобное нарушение смехотворен – 500 рублей.
И вот мы стоим у громадной пожарной машины «Урал». Под капотом этого гиганта – американский дизельный двигатель мощностью в 240 лошадиных сил, расход топлива – 30 литров на 100 километров. Внутри ничего лишнего, тут вы не найдете климат-контроля, подогрева сидений или сенсорного экрана с возможностью выбора различных показателей. Зато есть рация, печка и кресло, на котором трясешься, как болванчик. Так что не нужно думать, что жизнь пожарного состоит из комфорта и уюта в части. Кстати, если ребята не на выезде, то они не лежат на кровати в ожидании пожара. Все свободные минуты заняты учебными лекциями, тренировками и физподготовкой.
Однако вернемся к «Уралу». Залезть в эту махину не так просто. Высота первой ступени, которая была заявлена производителем, настолько большая, что нужно пройти балетную школу и обладать шикарной растяжкой, чтобы на нее взобраться. Поэтому в части приварили дополнительную ступеньку, и теперь пожарный в полном обмундировании не испытывает серьезных проблем с попаданием в автомобиль.
Салон «Урала» разделен на две части. В первой сидят водитель и один пассажир, во второй находятся еще четыре места для остального экипажа. Несмотря на аскетизм, все вполне удобно. Печка дает необходимое количество тепла, другое дело – отсутствие кондиционера. Конечно, в жаркие летние дни потребность в нем имеется, однако на такой работе о комфорте задумываешься в последнюю очередь.
Пересаживаемся на первый ряд, поближе к Александру, чтобы узнать тяготы работы водителем такого автомобиля.
– Не страшно управлять «Уралом»? Ведь он в два раза выше остальных машин.
– Нет, тем более, что до прихода в пожарную часть я работал водителем автобуса. Так что быстро притерся к габаритам. Сейчас вообще не чувствую разницы, когда пересаживаюсь на «Урал» с легковушки.
– Как сейчас обстоят дела на дорогах у водителя машины с включенными спецсигналами? Пропускают или игнорируют?
– За последние два года ситуация начала меняться. Стали чаще уступать и предоставлять преимущество проезда. Раньше с этим было очень плохо, а ныне водители более ответственно относятся к пожарным. Возможно, это происходит благодаря камерам.
– Кстати, на счет камер, а вам приходят «письма счастья»?
– Конечно, приходят! Руководство связывается с полицией и предоставляет им информацию, что машина ехала на пожар. А так, перед камерами мы несем такую же ответственность, как и водитель любой легковой машины.
За разговорами мы подъехали к первой точке нашего эксперимента. Так вышло, что мы выбрали центральные улицы Челябинска. Объездить все дворы города просто невозможно, поэтому мы верим в то, что есть и более загруженные участки. Особенно вечером, когда люди возвращаются с работы.
Двор домов №28 и 30а по улице Клары Цеткин
Этот проезд легко найти, и он давно доставляет проблемы пожарным. Ориентир – учебно-спортивный комплекс (манеж) УралГУФК на улице Энгельса. Рядом знаменитый лицей №31, средняя общеобразовательная школа №30, СДЮСШОР №8 по баскетболу и множество жилых домов. С трудом протискиваемся по заставленному машинами проезду. На повороте к дому №28 на Клары Цеткин стоит иномарка, которая блокирует возможность проезда. На противоположной стороне еще одна машина.
– Мы не проедем, – кричит Александр.
Всей редакцией начинаем раскачивать автомобиль, чтобы сработала сигнализация. На пожарной работают спецсигналы. Эффекта это не дает. К машине так никто и не вышел.
«Ладно мне, прокинул пять дополнительных рукавов и добрался до возгорания. Хотя тоже потеря важных минут. А представьте, каково машине с лестницей? Порой на окне люди стоят, а она проехать не может. Тяжело смотреть», – вздыхает наш герой.
Городская администрация
Следующий пункт нашей поездки – место, которое априори должно отвечать всем нормам безопасности. Здесь есть и большая парковка, и с ответственностью у людей должно быть все в порядке. Вот только и тут все заставлено машинами. Причем с обычными номерами. Выходит, что и здесь мы сами выключаем внутренний инстинкт самосохранения. До дома по улице площади Революции, 4 доехать удалось, а вот дальше нас ждал автотупик, который создали работники прилегающих зданий. Справедливости ради отметим, что многие водители сразу же бросились отгонять автомобили, чтобы
уступить нам дорогу.
Железные ворота на площади Революции, 1
Еще одним пунктом стал огороженный железными воротами двор. Таким образом закрыты все въезды в дом. Благо, что мы подъехали именно к тем, где якобы можно проезжать машинам спецслужб. Путь к этой точке серьезно затруднен автомобилями, что стоят рядом с припаркованными. Здесь находится управление ЮУЖД, и в будние дни здесь не протолкнуться. Хотя охрана здания активно отгоняет желающих встать рядом с главным входом, но игнорирует всех, кто стоит дальше обозначенных желтой линией границ.
Несмотря на закрытость двора, машин тут не меньше, чем в любом другом. Даже в дневное время у пожарных проблемы с нормальным проездом. Когда с работы вернутся остальные автовладельцы, будет еще сложнее.
К нам подтягиваются жильцы дома, которые сразу же начинают жаловаться на установку этих ворот.
«Вам еще повезло, что их открыли, обычно на это уходит много времени. Часть людей решила огородить наши дворы, а страдают все. Не у каждого есть машина, да и эти ворота от их количества не спасают. Зато ни скорой помощи, ни пожарным, ни полиции нормально не въехать», – рассказал нам один из жителей.
Несмотря на закрытость двора, машин тут не меньше, чем в любом другом. Даже в дневное время у пожарных проблемы с нормальным проездом. Когда с работы вернутся остальные автовладельцы, будет еще сложнее.
К нам подтягиваются жильцы дома, которые сразу же начинают жаловаться на установку этих ворот.
«Вам еще повезло, что их открыли, обычно на это уходит много времени. Часть людей решила огородить наши дворы, а страдают все. Не у каждого есть машина, да и эти ворота от их количества не спасают. Зато ни скорой помощи, ни пожарным, ни полиции нормально не въехать», – рассказал нам один из жителей.
Личная ответственность
Уверен, что каждый прочитавший о нашей поездке резонно возмутиться: «А почему на такой большой машине не проехать по припаркованным машинам, как это делают в западных странах?» Поверьте, каждый пожарный с удовольствием так и поступал бы, да вот только отвечать перед собственником будет не государство и не город, а лично водитель, испортивший чужое имущество. Вспомните трагедию, которая произошла в 2006 году во Владивостоке. Прибывшие на помощь просто не смогли проехать через припаркованные автомобили. Люди прыгали из окон, так и не дождавшись, когда растолкают машины. Тогда погибли девять человек.
Да и с зарплатой пожарного (около 30 тысяч рублей) желания сбить бампер у новой BMW, как на популярном ролике из Нью-Йорка, особо не возникнет. Прощаясь с ребятами из пожарно-спасательной части №1, мы услышали только одну просьбу – рассказать автомобилистам, что неправильная и хаотичная парковка может привести к человеческой трагедии. Оставляя машину, не забывайте оставлять место для проезда другим автомобилям.
Чем закончилась борьба пожарных с автохамами? Видеорепортаж с нашего эксперимента в материале 74.ru.
http://autochel.ru/text/today/135855733985280.html?full=3