09.02.2016 Представьте себе картинку – страшный пожар на каком-либо социальном объекте, скажем, в детском саду, больнице или доме престарелых. Сигнал о пожаре, вместо того, чтобы сразу же поступать в ближайшую пожарную часть, идет к некоему коммерческому посреднику, который после неторопливых размышлений и подсчета прибылей, направляет информацию по назначению – в структуру МЧС. А может и не сделать этого, если посчитает, например, что сигнал был ложным. То есть, в этом случае, происходит два события. Во-первых, пожарные прибывают на объект значительно позже необходимого времени, что влечет за собой трагические последствия в виде погибших и обгоревших людей, уничтоженных объектов. Во-вторых, структуры-посредники получают серьезные деньги, поступающие к ним из российского бюджета, и, соответственно, изъятые из реального сектора помощи при чрезвычайных ситуациях. Только до сих пор непонятно, за что посредникам ежемесячно платятся деньги? За какие такие услуги, если тревожный сигнал идет от объекта в пожарную часть в автоматическом режиме? Кроме того, прием сигнала о пожаре и его отработка – прямая и безусловная обязанность подразделений МЧС, которая на всей территории России является бесплатной. То есть деньги есть, а вот стульев нет и не будет.
Думаете, сказки и такого в стране быть не может по определению? Так вот, с 29 января 2016 года (всего-то чуть больше недели назад) вышеприведенное развитие событий из фантазии превратилось в суровую реальность. Теперь, благодаря стараниям руководства МЧС и Федеральной антимонопольный службы (ФАС), возможно напрямую заинтересованных в мнимой коммерциализации нашего с вами спасения, сигнал о пожаре будет значительно больше времени, чем раньше, путешествовать через некие системы оповещения, установленные коммерсантами (чья деятельность, кстати, запрещена в системе МЧС федеральным законом).
Помните, спасение утопающих – дело рук самих утопающих? Также и с погорельцами. Пока в передаче сигнала отметятся системы, поставляемые дружественными коммерческими структурами, пока он, этот сигнал, дойдет (если дойдет) до пожарных, да пока они приедут и вступят в борьбу с огнем… Тут или спасать, по возможности, самих себя, или сгореть, дожидаясь спасателей.
Но расскажу подробно. 31 января 2009 года в результате пожара в доме престарелых в Республике Коми погибли 23 человека. Ранее подобные трагедии произошли в домах престарелых станицы Камышеватская Краснодарского края и Чернском районе Тульской области. А всего за за период с февраля 1998 г. по январь 2009 г. в домах интернатах субъектов Российской Федерации во время пожаров погибло 154 человека.
5 февраля 2009 года и 3 ноября 2009 года Президент Российской Федерации провел специальные совещания по вопросам обеспечения безопасности социально-значимых учреждений. Президентом Российской Федерации были подписаны поручения от 12.03.2009г. № Пр-567 и от 13.11.2009г. № Пр-3021. В соответствии с данными поручениями на МЧС России возлагалось, в частности, создание системы, позволяющей обеспечить вызов с социально-значимых объектов подразделений пожарной охраны в автоматическом режиме без присутствия человеческого фактора. Тогдашний министр МЧС России Сергей Шойгу, выступая на специальном селекторном совещании, проведенном по поручению Президента РФ, еще тогда заявил: «Предлагаю оборудовать учреждения здравоохранения и социальной защиты современными системами противопожарной защиты, обеспечивающими обнаружение признаков пожара на ранней стадии… В 2009-2010 годах все объекты социальной защиты должны быть переведены на новый вид сигнализации, которая должна указывать этаж и место, где произошел пожар, а также выводить сигнал на пульт пожарной части, а не на пульт дежурного самого объекта социальной защиты. Это позволит сократить время реагирования в 4 раза…».
Данное поручение МЧС России было исполнено. В рамках государственного оборонного заказа за счет средств федерального бюджета МЧС России был разработан уникальный программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг», который позволил минимизировать на территории Российской Федерации потери от пожаров за счет автоматической передачи сигналов о возгорании непосредственно в подразделения Федеральной противопожарной службы. Сигнал передается по специально выделенному МЧС России Министерством обороны РФ радиоканалу в течение одной минуты (!!!) после обнаружения системой пожарной сигнализации первых признаков возгорания.
Приказом МЧС России от 29.12.2009г. № 743 программно-аппаратный комплекс мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей под условным наименованием ПАК «Стрелец-Мониторинг» был принят на снабжение. И в итоге, «Стрелец-Мониторинг», разработанный структурами МЧС (а именно ФГУ ВНИИПО МЧС России), позволил сократить более чем в 14 раз гибель людей на пожарах в учреждениях здравоохранения, социальной защиты и образования.
А теперь внимание! «О признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России и организации работы по совершенствованию систем передачи информации о возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» признан утратившим силу Приказ МЧС России №743 от 28.12.2009г. Тот самый приказ, которым ПАК «Стрелец-Мониторинг» принят на снабжение. И теперь указанное решение Министра МЧС России Пучкова В.А. юридически означает запрет на применение ПАК «Стрелец-Мониторинг» в системе МЧС России. А значит ситуация «спасайся, кто может, а кто не может – не спасайся» вступила в действие.
Но для начала выясним насколько законодательно возможно таким образом изменять правила, когда речь идет о жизнях тысяч и тысяч людей. И как оказалось, из российского законодательства следует, что Министр МЧС России не вправе издавать приказ о принятии на снабжение в системе МЧС России специализированной противопожарной техники, равно как и о снятии ее со снабжения, в отсутствии решения Правительства Российской Федерации по исполнению государственного оборонного заказа.
Необходимо понимать, что приказ о принятии на снабжение это – не право Министра МЧС России, а его обязанность совершить указанное действие, после того как состоится решение государственной комиссии об утверждении технических условий и конструкторской документации на специализированную технику, иными словами приказ о принятии на снабжение является результатом реализации порядка исполнения государственного оборонного заказа, а не собственной инициативы главы МЧС.
Таким образом, отмена Приказа № 743 не может состояться по единоличному решению Министра МЧС России Пучкова В.А. и, как следствие повлечь за собой запрет на использование ПАК «Стрелец-Мониторинг», данное решение по изданию Приказа № 35 является нелегитимным, принятым с превышением полномочий. Аналогичным образом Министр МЧС не вправе давать какие-либо указания ФГУ ВНИИПО МЧС России по изменению технических условий и конструкторской документации на ПАК «Стрелец-Мониторинг» или – разрешить использование каких-либо иных систем передачи извещений о пожаре. При этом, никакие иные системы по личному решению Министра МЧС России Пучкова не могут быть приняты на снабжение в отсутствии государственного оборонного заказа, даже если указанные системы ему покажутся лучше.
При этом, давать оценку целесообразности уже принятых Президентом и Правительством Российской Федерации решений, в частности, об изменении способов передачи сигнала о пожаре, Министр МЧС России Пучков В.А. также не уполномочен. И, соответственно, любые действия по неисполнению Министром МЧС России Пучковым В.А. решений высших органов власти необходимо расценивать исключительно как самоуправство и превышение полномочий.
Именно ввиду того, что ПАК «Стрелец-Мониторинг» разработан в рамках государственного оборонного заказа, радиочастоты для его использования выделены Министерством обороны и, соответственно, сеть связи для системы автоматизированного вызова сил подразделений федеральной противопожарной службы, в состав которой входит ПАК «Стрелец-Мониторинг», является сетью связи специального назначения.
То есть, в данном случае вполне вероятно имеет место быть состав преступления, предусмотренный частью 2 статьи 286 УК РФ «Совершение должностным лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» … До семи лет лишения свободы. А вот 3-я часть той же статьи «повлекшие тяжкие последствия» наступит сразу же после первого крупного пожара, когда сигнал о возгорании заблудится в системах, установленных дружескими коммерческими структурами.
Не так давно мы обсуждали трагедию, произошедшую 12.12.2015г. в Новохоперском психоневрологическом интернате Воронежской области, в которой погибло 23 человека. Комментируя пожар, Министр МЧС Пучков В.А., «высоко оценил действия медперсонала и реагирующих подразделений, оперативно прибывших на место пожара, а также работу комиссии по чрезвычайным ситуациям Воронежской области. Одновременно В.А. Пучков, высказал мнение, что причиной трагедии стал формализм чиновников и плохое состояние здания и пожарных средств, а сама трагедия стала следствием "системной проблемы"»
Однако осталось за кадром то, что гибель 23 человек не произошла бы, если бы сигнал поступил напрямую в подразделение пожарной охраны. Пожарная часть находилась всего в 700 метрах от диспансера! Причина задержки выезда пожарных более, чем на 30 минут, состояла в том, что сигнал о пожаре не был выведен в подразделение пожарной охраны, а – только на пульт коммерческой организации. Работник этой коммерческой организации, трижды получил извещение о пожаре, но начал созваниваться с персоналом диспансера, чтобы выяснить горит или нет. Персонал диспансера, в свою очередь, не проверив информацию, заявил, что все в порядке, в то время как здание уже было охвачено огнем. На фоне этих событий высокая оценка Пучковым В.А. действий медперсонала и реагирующих подразделений, оперативно прибывших на место пожара, просто цинизм. Виновные в данной трагедии Министром Пучковым В.А. уже назначены, а руководитель МЧС в Воронежской области, с прямого указания которого приемный пульт не был установлен в подразделении пожарной охраны, что является прямым нарушением закона, пошел на повышение «за заслуги».
И теперь непосредственно для Следственного Комитета поведаю некоторые подробности о возможных причинах таких «решительных» действиях Министра МЧС и некоторых руководителей ФАС, грудью выступивших за тотальное уничтожение запущенной Шойгу и блестяще показавшей себя системы «Стрелец-Мониторинг». По моему мнению, уничтожение «Стрелец-Мониторинг» происходит в обмен на привлечение «хороших» коммерсантов, готовых поставить оборудование бесплатно. Но при этом… взимать с бюджета немалую плату за обслуживание этих самых бесплатных систем.
И кстати, свои «инициативы» по привлечению бизнеса в дело спасения людей в пожарах, Министр МЧС России Пучков мотивировал следующим удивительным умозаключением: «В Российской Федерации в настоящее время существует значительное количество мониторинговых центров, частных охранных предприятий и иных организаций, предоставляющих подобные услуги, которые способствуют занятости населения, создавая дополнительные рабочие места…». Мол, занятость населения у нас, оказывается, важнее спасения жизней того же населения. И это заявляет главный спасатель страны! Получается, что глава МЧС не просто продвигает вполне частные, коммерческие интересы, законность которых стоит под вопросом, но и обеспечивает этим возврат тех самых условий, при которых ранее (до введения системы «Стрелец») происходила массовая гибель людей на пожарах.
А началось все с подачи ФАС. А именно бывшего оппозиционера-яблочника и бизнесмена, а ныне заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы, государственного советника РФ 1 класса Александра Кинева, пережившего два уголовных дела и даже один арест по обвинению в финансовых преступлениях. Так чиновник ФАС Кинев «вдруг» обнаружил, что «организациями и подразделениями МЧС России осуществляются совместные действия, носящие систематический характер, которые могут содержать признаки ограничения и устранения конкуренции на рынках технического обслуживания противопожарного оборудования». О чем он написал недавнее поручение от 29.12.2015 №КА/76086-ДСП/15 и сообщил, что к данному выводу пришел, «проанализировав рынок специализированного противопожарного оборудования». То есть, получается, что этот товарищ совершенно откровенно потребовал от МЧС отдать управление оповещениями ряду коммерческих структур, чтобы «не было монополии».
По некоторым данным, удалось даже выяснить наименования этих самых коммерческих контор, которые так активно продвигаются для получения бюджетных денег от МЧС. Существует большая вероятность того, что внеплановая проверка ФАС России в отношении структур МЧС проводилась «по просьбе» ООО «Волна» (эксплуатирует систему мониторинга производства иностранной компании «СиНорд») и ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений» (эксплуатирует систему мониторинга ЦАСПИ производства подконтрольной фирмы «Sefent Sait»).
Данный вывод подтверждается наличие большого количества заявлений, поступивших от указанных организаций. Одновременно, некоторые эксперты отметили, что активные действия ФАС России против «Стрельца» начались тогда, когда российская система стала активно выходить на внешние рынки. «Стрелец» установлен в одном из замков королевы Великобритании, в Кембриджском и Итонском университетах, в настоящее время устанавливается в парламенте Великобритании и других значимых объектах, что не понравилось иностранным конкурентам.
Следует заметить, что ни одна из иностранных систем не имеет необходимого сертификата соответствия, их нельзя использовать в качестве систем передачи извещений о пожаре на социально-значимых объектах.
Между тем, 21.09.2009г. между ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений» и ГУ «Центр управления силами Федеральной противопожарной службы МЧС России по городу Санкт-Петербургу» был заключен Государственный контракт № 4, в соответствии с пунктом 1.3 которого ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений» приняло на себя обязанности выполнить работы по построению и обслуживанию ЦАСПИ в ГУ «ЦУС ФПС по городу Санкт-Петербургу» и пожарных частях ФПС по г. Санкт-Петербургу. Возглавлял в то время ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу некто Л. Беляев, который в июне 2015 года неожиданно получил должность заместителя министра МЧС России. Странно, не правда ли?
[]
И вот еще интересные факты о том, как защищают от пожаров социальные объекты в Санкт-Петербурге, еще недавней вотчине гражданина Беляева, и какие немалые деньги стоят за этой «защитой»:
На сегодня 5 000 социальных объектов городу Санкт-Петербурга подключены на систему ЦАСПИ, принадлежащую ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений». При этом они исправно каждый месяц платят 8 000 рублей за прием сигналов о пожаре. Путем несложной арифметики нетрудно подсчитать, что бюджет Санкт-Петербурга ежемесячно теряет 40 миллионов в месяц. Получается, что 5 000 социальных объектов оказались фактически заложниками ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений». И если сравнивать город Санкт-Петербург с его 4 миллионами населения, то страшно даже представить масштабы возможной трагедии. Не эта ли странная схемка работы с бюджетными средствами оказалась достойной должности заместителя министра МЧС России для гражданина Беляев?
В настоящее время Л. Беляев совместно с ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений», будучи в должности заместителя Министра МЧС, активно взялся за разработку данных схем в Крыму и особенно в Севастополе.Другие регионы им пока не под силу. Например, в Москве эти инициативы не нашли поддержки. Там социально-значимым объектам беспокоиться в этом направлении не о чем. Наверно, это обстоятельство и беспокоит больше всего тех, кто желает организовать бизнес на пожарах.
И вот 29 января наступил момент, радостный для «товарища из ФАС» Кинева и некоторых коммерческих структур, и печальный для остальных россиян. Теперь по самовольному, если не сказать преступному, решению главы МЧС Пучкова на смену отлично зарекомендовавшему себя «Стрелец-Мониторинг», запущенному еще по инициативе Шойгу и охватывающему более 90 процентов социальных объектов России, придут никому не ведомые (за исключением руководства ФАС и МЧС) бизнес-конторы.
Похоже, что отныне нам впору будет забыть о пожарном сигнале, идущем от места бедствия до ближайшей пожарной части за одну минуту. Теперь надо ждать пока информация пройдет через системы-прокладки, насильственно установленные по команде сверху. А это лишние минуты и, возможно, даже часы, и еще нет никакой гарантии того, что сигнал дойдет именно туда, куда ему надо дойти. Зато, складывается впечатление, что кое-кто оперативно и в большом объеме решает своим коммерческие вопросы и в этой нехорошей истории деньги дойдут куда нужно и вовремя. А вы, ребята, учитесь спасать себя сами – вода, багор, огнетушитель и далее по списку.
Ау! Контролирующие органы! Вы где? http://oleglurie-new.livejournal.com/276655.html