02.02.2016 Пожарным рискам поставили оценки
– В ОАО «РЖД» принята новая методика расчёта пожарных рисков на тепловозах и электровозах. Чем это вызвано?
– Раньше такой методики для движущихся объектов не было. Расчёт рисков основан на анализе факторов, влияющих на состояние локомотивов на всех этапах жизненного цикла, включая ремонт и эксплуатацию. Они оцениваются на соответствие безопасным условиям по пятибалльной шкале аналогично той, что принята в Международном стандарте железнодорожной промышленности IRIS. При разработке этой методики была поставлена задача учесть особенности защиты локомотивов, зависящие от режимов эксплуатации, сервисных и ремонтных работ.
– Чем полезен такой документ?
– Он помогает рассчитать сценарии возможных пожаров. Для тепловозов и электровозов определены перечни наиболее уязвимых узлов и влияние на них пожароопасных факторов, таких как действия локомотивной бригады или качество ремонта. Так же оценивается и индивидуальный риск для самой локомотивной бригады, а также возможность своевременной её эвакуации из подвижного состава в случае необходимости.
– Эта методика обсуждалась в заинтересованных ведомствах?
– В прошлом году её рассмотрели на заседаниях рабочей группы в Ространснадзоре, в настоящее время она находится на согласовании в департаменте надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России. Сейчас осуществляется разработка метода оценки фактического состояния локомотивов. Эту работу выполняет ОАО «НИИАС» совместно с проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства. В настоящее время разрабатываются контрольно-оценочные карты, с помощью которых на комиссионных осмотрах будет проверяться состояние локомотива. Они сформированы с учётом типовых сценариев появления пожаров. В этом году Дирекция тяги организовала опытное применение методики и контрольно-оценочных карт для 13 серий локомотивов.
– Есть ли в компании похожие инструменты определения рисков?
– С прошлого года применяется методика расчёта пожарных рисков на вокзалах. Она получила высокую оценку экспертов РЖД.
– А как ведут расчёт пожарных рисков в других странах?
– Для стационарных объектов в мире существует немалое количество методов расчёта. Определённых практических результатов в оценке рисков передвижных объектов на железнодорожном транспорте добилась немецкая ассоциация междисциплинарных исследований железнодорожной техники (IFV) Roger Dirksmeier. Однако, по данным Ространснадзора, аналогов разрабатываемым в ОАО «РЖД» подходам пока нет. Наша система позволяет реализовывать объектно-ориентированное планирование противопожарных мероприятий, поэтому более эффективна. http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1325907&archive=2016.02.02