08.01.2016 Страшное происшествие на трассе Оренбург — Орск всколыхнуло всю российскую общественность. Люди разделились на два своеобразных лагеря: те, кто винит в случившемся самих водителей и тех, кто осуждает спасателей. Есть те, кто считает, что бороться с буйством стихии настолько сложно, что никакую технику нельзя считать 100%-но готовой к таким ужасающим катаклизмам. Тем не менее, свои официальные комментарии о произошедшем дали представители МЧС.
Заместитель начальника 37 пожарной части города Медногорска Алексей Зирюкин рассказал о том, что происходило в начале января.
— 2 января нам начали поступать звонки о том, что легковые автомобили на трассе Оренбург — Орск в районе поворота на город Медногорск и от поворота на поселок Кидрясово не могут продолжать движение. Я в составе поста 37 пожарной части выдвинулся в район седьмого километра развилки дороги Оренбург — Орск — Медногорск. По прибытию на место мы увидели, что на площадке скопилось около 15 легковых машин и 3-4 грузовых автомобиля. Мы стали выяснять, кому требуется эвакуация. Дальнейшее движение машин не представлялось возможным, так как дорога вокруг автомобилей была заметена снегом. Десять автомобилей и водителей согласились на легковых автомобилях эвакуироваться в город Медногорск. После этого мы преодолели снежный перемет, построили колонну и сопроводили автомобили до Медногорска. В этих машинах также были дети.
Видимость отсутствовала совершенно
— В связи с аномальными погодными условиями скорость движения до этого места у нас составляла максимум 30 километров в час, минимальная доходила до одного километра в час. Видимость совершенно отсутствовала. Было принято решение о немедленной эвакуации людей, оставшихся на трассе Оренбург — Орск. Передвигались в составе колонны — один боевой расчет отельного поста в составе трех человек, с нами был второй автомобиль — КамАЗ, автобус высокой проходимости. Мы выдвинулись по направлению на Оренбург. Видимость отсутствовала. Мне пришлось выйти из автобуса и указывать водителю направление движения по трассе. Мы продвинулись так еще метров на 300, окна у автобуса совсем заледенели, соответственно, дальнейшее движение не представлялось возможным. Проехав еще около километра, мы увидели линии тракторов, дороги дальше не было. Я принял решение провести разведку, что находится за тракторами, пройдя линию, увидел снежные заносы, высота их на автомобильной трассе достигала метра и колонну машин. Около 15 легковых и грузовые автомобили, стояли в хаотичном порядке, что и повлекло невозможность работы дорожной техники. Машины стояли в четыре ряда по всей ширине дороги.
Видео предоставлено МЧС России по Оренбургской области
Автомобили были заметены по окна
— Я начал опрашивать людей, кому требуется эвакуация, из каждой машины начали выводить людей. Им я говорил, чтобы они держали друг друга за руки, направлял в сторону автобуса. За руки нужно было держаться потому, что всех разносило, лицо забивало снегом, видимости не было никакой, люди не ориентировались в пространстве. Их самостоятельное движение не было возможным. Приведя одну группу людей, сходил за второй группой. Совместно со мной находился еще и сотрудник полиции, командир отделения 37 пожарной части Пименов. Мы вчетвером опять стали доставать людей из автомобилей. Некоторые автомобили были заметены уже по окна, двери открыть было нельзя, люди вылазили через окна и через багажник.
Под ногами оказалась крыша автомобиля
— Протяженность затора составляла 300 метров. Я попытался довести женщину до автобуса, идти сама она не могла, плюс ветер сбивал с ног. Мы с ней, ну или я, потерял ориентацию в пространстве, так как отсутствовали все огни, так как из предыдущих машин людей уже эвакуировали и они свет потушили. Ориентир потерялся, нас носило ветром, я осознавал, что если мы сейчас уйдем вообще с трассы, то это, в принципе, неминуемая гибель. Не поддались панике, в итоге под ногами моими оказалась крыша автомобиля, мы поняли, что надо идти вдоль него и продолжили свое движение, видя какой-то тусклый свет вдалеке. В это время я осознаю, что ветер поменялся (дует нам в спину), дойдя до света, увидели грузовой автомобиль, обнаружили асфальт. Мы сели с женщиной в этот автомобиль, где я ей оказывал первую помощь при обморожении — попытался растирать, она начинала терять сознание, водитель дал нашатырный спирт, закутали женщину в одеяла. Мы сидели в этом грузовом автомобиле до 13:00 3 января.
Техника в таких ситуациях работать не может
— Находясь в этом грузовом автомобиле, во время спасения людей я осознавал, что техника в таких ситуациях работать не может, людей спасти оперативно никак не получается. То есть люди готовы были работать, но техника отказывала, замерзали все системы, какие только могли. Я понимал, что только когда успокоится метель, снег и ветер, тогда только смогут нам оказать квалифицированную помощь. До этого момента не представлялось возможным что-то расчистить и эвакуировать людей.
Видео предоставлено МЧС России по Оренбургской области
Все приложили максимум усилий
— Непосредственно такие погодные явления у нас не наблюдались. Года четыре назад тоже был затор на трассе в районе Сары, тогда был сильный ветер и снегопад, но это смягчалось более высокой температурой и непродолжительностью ветра. Он дул шесть часов, в этот раз ветер дул в течение суток. То есть, в течение суток никто ничего не мог сделать, хотя все приложили к этому максимум усилий, все, кто как мог. В том числе выдвинулась техника с Орска, Оренбурга и Кувандыка. Причем, когда двигалась техника, приходилось личному составу выходить из автомобилей и указывать дорогу водителю. Видимость совершенно отсутствовала. Техника не могла пробиться. С 6 утра к 13:00 только приехали к развилке, причем и автобус. Почему так поздно эвакуировался? Наш расчет съездил на Бляву и все — дороги на Медногорск нет, перемет. Пока очередной трактор не пришел к утру, не прочистил, ничего не могли сделать.
Трасса Оренбург — Орск, 02.01.-03.01.2016
Напомним, с 1 по 3 января в Оренбургской области прошла сильная метель. Закрыли несколько трасс, в том числе Оренбург — Орск. В районе Кидрясово, Медногорска, Сары в снежном плену оказались десятки автомобилей. Спасатели постепенно расчищали дорогу и выручали путешественников. По официальным данным, работали более 150 человек и 55 единиц спецтехники. Спасатели эвакуировали с трассы Оренбург — Орск 84 человека, 12 из них госпитализированы. Минимум один человек погиб.
Оренбуржец, переживший снежный плен, записал видеобращение к Владимиру Путину: «Я хочу вам рассказать, как было на самом деле и как нас спасали. Нас по сути сутки никто не спасал».
Полицейский Данил Максудов, обморозивший руки, отдал куртку ребенку, а рукавицы замерзающей девушке. Его представят к государственной награде.
6 января стало известно, что прокуратура проверит действия органов местного самоуправления и оперативных служб при организации спасательной операции и ликвидации последствий ЧС на трассе Оренбург — Орск, а следователи проводят проверку по факту гибели мужчины. Сегодня, 8 января, в Оренбург приехал первый заместитель главы МЧС РФ Владимир Степанов, чтобы на месте оценить действия оренбургских спасателей 2-3 января. http://ural56.ru/news/67/499002/