01.12.2015
Начальник ГУ МЧС по Сахалинской области
Д.Ильинов: "На случаи ЧС надо всегда иметь свой резервный запас"
Сахалинская область в начале октября оказалась под влиянием двух мощных циклонов, которые принесли на острова ураганный ветер, ливни и подтопления. Ураган валил опоры ЛЭП, деревья, переворачивал автомобили, срывал крыши домов. Ликвидация последствий стихии, ущерб от которой оценивается в сумме более 500 млн рублей, заняла у местной власти больше месяца и продолжается до сих пор. В момент стихии и после нее большая нагрузка легла на спасателей. Насколько они оказались готовы к этой ситуации и с какими проблемами столкнулись, агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал начальник Главного управления МЧС по Сахалинской области Денис Ильинов.
- Денис Владимирович, Вы, новый человек для региона, в августе 2015 года возглавили ГУ МЧС России по Сахалинской области. Насколько новой оказалась для Вас ситуация с октябрьскими циклонами?
- Циклон вызвал большое количество повреждений на объектах энергоснабжения. Местные жители говорят, что впервые на юге острова был такой сильный ветер, который в районе мыса Крильон, в самой южной точке Сахалина, превышал 60 мс. Повалило большое количество опор ЛЭП, произошло большое количество порывов проводов линий электропередачи. В период максимальных отключений практически 60% населения острова оказалось без света. Это была самая большая проблема!
Попадало большое количество деревьев. На проезжей части убрали завалы быстро. Что касается деревьев, упавших в парках, в скверах Южно-Сахалинска, других населённых пунктов и портящих общий вид - убирали долго. Сотрудников МЧС, в том числе пожарных и спасателей, местные власти привлекали для уборки населенных пунктов от завалов. Но деревьев столько нападало! А у спасателей не так много было бензопил. По распоряжению начальника ДВРЦ МЧС России нам в помощь перебросили с материка 130 спасателей из Хабаровска и Хабаровского края. Они работали в Южно-Сахалинске, Долинске, Холмске и в Корсакове. Основная их задача была - распиливать деревья и убирать мусор, который навалило в городах юга острова ураганом.
Губернатор региона Олег Кожемяко поручил спасателям и пожарным оказать помощь "Сахалинэнерго". У энергетиков не хватало людей и техники расчистить ЛЭП от поваленных деревьев. Были созданы несколько бригад из сотрудников МЧС России, они на юге Сахалина шли вместе с ремонтными бригадами энергетиков, помогали убирать поваленные деревья и освобождать провода.
- Тогда называлась цифра, что только в Южно-Сахалинске повалило около 1 тыс. деревьев.
- Их было очень много, никто не считал. В лесах целыми участками повалило деревья. Большую часть Южно-Сахалинска в течение суток запитали, но в планировочных районах областного центра было большое количество повреждений ЛЭП и работы продолжались несколько дней. Руководство "Сахалинэнерго" попросило помощи, и ремонтные бригады энергетиков приехали с материка из Хабаровска и Владивостока, а также с северных районов Сахалина, не пострадавших тогда от циклона.
Так вот, с чем столкнулись спасатели? У нас есть различная техника и оборудование для ведения спасательных операций. Но бензопил было мало. По решению губернатора оперативно выделили деньги из резервного фонда области и закупили бензопилы, которые впоследствии использовались пожарными и спасателями.
- То есть для Вас эта ситуация была новой?
- Не только для меня. Даже руководство области, насколько знаю, впервые столкнулось с таким большим количеством поваленных деревьев и повреждений на ЛЭП.
Второй циклон 9-10 октября принес на Сахалин проливные дожди. "Сахалингидромет" дал правильный прогноз, что после ливней будет подъем уровня воды в реках, что и случилось. В результате произошли подтопления частного сектора в Южно-Сахалинске, в Долинском районе, в Александровске-Сахалинском. Вода быстро пришла в дома, но она в течение суток и ушла. В отличие от циклонов, которые были в 2013 году в Амурской области, Еврейской автономной области и в Хабаровском крае, где вода стояла в домах по 2-3 недели.
На Сахалине, как выяснилось, основная причина произошедших подтоплений жилья - русла рек своевременно не прочищаются, берега не освобождаются от деревьев и мусора. В Южно-Сахалинске данная работа ранее была проведена на реке Сусуя в районе микрорайона "Владимировка" и там все нормально, ничего не затопило. Хотя известно, что в предыдущие годы при дожде и каждой весной в этом районе наблюдалось подтопление. Потому что проведено хорошее берегоукрепление. А там где не провели такие работы - в планировочном районе "Луговое" в Южно-Сахалинске, в Долинском и Александровск-Сахалинском районах - затопило. В Южно-Сахалинске в районах подтопления спасатели и пожарные дежурили возле рек несколько суток, включая и ночное время.
Впервые в этих циклонах регион столкнулся с большим количеством пострадавших. Около 30 человек обратились в больницы с травмами, которые они получили во время урагана из-за срыва кровель.
- По информации областной власти, тогда повредило кровли более 1 тыс. многоквартирных домов. На улицу в Южно-Сахалинске реально было страшно выйти из-за летающих веток деревьев и стройматериалов!
- После циклона мы с губернатором на вертолете облетели город и посмотрели масштаб повреждений крыш. Крупных повреждений (площадью более 30% крыши) оказалось единицы, а мелких - много. Что интересно, в частном секторе ни одна крыша не пострадала, потому что люди строят для себя и на совесть. Губернатор обратил тогда внимание, что частные дома стоят целые, так как сами для себя строили и сами контролировали. Зато на некоторых многоквартирных домах, где год-два назад прошли капремонты крыш, кровли оказались разрушены ураганом. Сейчас правоохранительные органы по поручению губернатора разбираются по данным фактам, выявляют недобросовестных подрядчиков и тех, кто контролировал их работу.
- В каком населенном пункте была самая тяжелая ситуация на ваш взгляд?
- В Корсакове, Чехове, Долинске и во многих других, где несколько суток не было света. Вот в Холмск приезжаем, а портовый город весь без света. День без света, два. Губернатор тогда принял решение, что в случае длительного отключения света органы местного самоуправления должны в одну из школ с помощью дизель-генератора подать электроэнергию, чтобы дать возможность прийти туда местным жителям, зарядить телефоны, вскипятить воду и т.п.
Все больницы, котельные и прочие важные объекты жизнеобеспечения региона имеют резервные источники энергоснабжения, но, к сожалению, мощность их не всегда достаточная. Вот в больнице есть такой агрегат, но он позволяет запитать только операционную и реанимацию, а вся остальная больница сидит без света. Это ненормально. Правительство области поставило задачу, что если, скажем, больница потребляет 100 киловатт, значит, и агрегат питания должен быть такой же мощности.
- Вам пришлось разворачивать и полевые кухни?
- Полевые кухни разворачивали только в Корсакове.
Я когда приехал на остров, мне коллеги сразу посоветовали купить портативную газовую плитку, создать запас свечей, фонарики и прочее. Раньше я работал в Еврейской автономной области, в Хабаровском крае и в других субъектах. Там такого нет. А здесь заметил, например, вечером на микроволновке ставишь часы, а утром они сбиты - произошёл скачок напряжения, видимо.
Новая областная власть поставила задачу решить этот вопрос, готовит программу по повышению надежности системы энергоснабжения области, обращается в правительство РФ за финансовой помощью на ремонт ветхих сетей. Я участвую в совещаниях областного уровня, и там приняты решения - в кратчайшие сроки сдать новую ЛЭП на Корсаков, завершить работы на невельской линии.
- Кстати, а тепловых пушек хватило на просушку подтопленных домов?
- Когда подтопило дома в Южно-Сахалинске, Долинском и Александровск-Сахалинском районах, у многих вода стояла в подвалах и в погребах. Люди просили нас помочь им откачать воду. Для этого мы использовали пожарные насосы производительностью 40 литров в секунду. Также население просило у нас маленькие переносные мотопомпы для откачки воды в домах, которые не сильно затопило. В этой связи областная власть закупила мотопомпы.
Затем люди обращались к нам за помощью в просушке жилья. В 2013 году, когда было наводнение на Дальнем Востоке, как раз пожарные и спасатели помогали населению просушивать дома. Тогда же в областной резерв закупили дизельные тепловые пушки. Их достаточное количество. Они в этот раз у нас работали по Южно-Сахалинску, Долинску, Александровску-Сахалинскому. Но чтобы люди не сожгли свои дома, за каждой тепловой пушкой был закреплен сотрудник противопожарной службы, именно он проводил осушку дома и следил за безопасностью.
- В случае масштабных ЧС у региона резервного запаса - палаток, продуктов питания, одежды и прочего - достаточно?
- Если пересчитать резерв области на душу населения, то Сахалинская область занимает 4-е место в РФ. С учетом того, что мы живем в сейсмоопасной зоне, - это большой резерв. Резерв постановлением правительства РФ установлен следующий: на 3 тысячи человек на 20 дней. Там есть все - одежда, палатки, печи, полы под палатки, полевые кухни, умывальники, биотуалеты, свечи и т.д. А также договоры с организациями, которые будут поставлять питание. Весь этот запас разложен по 6 базам хранения: 4 базы на Курилах (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Парамушир) и 2 базы на Сахалине (в Южно-Сахалинске и на севере Сахалина в Тымовском). В Южно-Сахалинске база резерва рассчитана на 1,5 тысячи человек, в Тымовском - на 500 человек и по 300-200 - на Курилах. Это все есть, каждый год там происходит частичное обновление имущества.
- Как Вы оцениваете взаимодействие ГУ МЧС с другими службами, занятыми в ликвидации последствий циклона? Например, с энергетиками, муниципальными властями?
- Проблем по обмену информацией и взаимодействию с энергетиками не было.
Много недостатков с муниципальными властями. В первую очередь, недостаточность информированности населения с их стороны. Люди двое-трое суток сидят без света, приходят в местную администрацию, а их там даже не выслушивают. Хотя бы диспетчеров надо сажать больше, чтобы отвечали на телефонные звонки населения, больше объявлений давать. Губернатор заставлял муниципальные власти там, где подтопило дома, проводить подворовой обход. Узнавать, в чем нуждаются люди, что нужно сделать, объяснять - какая помощь будет предоставлена и т.д. Ведь не так много домов-то подтопило. В ЕАО и Амурской области в 2013 году затопило тысячи домов, и подобная работа проводилась.
Недостаточно отработали муниципалитеты по оповещению людей, не организовали своевременно пункты временного размещения, куда можно было бы завезти продукты питания. В итоге люди звонили нам и спрашивали, когда дадут свет, жаловались, что не могут еду для детей приготовить.
Вообще, работа в муниципальных образованиях была организована, взаимодействие налажено. Вместе с тем, были случаи, когда работа по сбору показателей (число подтопленных домов, поврежденных крыш и т.п.) была проведена не лучшим образом - подавались разные цифры в разные ведомства. В МЧС - одни цифры, в Министерство строительства Сахалинской области - другие и т.д. Этот недостаток был устранён.
Что касается уборки деревьев, тоже недостаточно оперативно муниципальные власти работали. Первый циклон с ураганным ветром произошел накануне выходных, а в выходные я не видел активной работы коммунальных служб даже по Южно-Сахалинску. Субботника не было, а субботник надо было провести по уборке завалов мусора после циклона.
- Понятно, что за короткий срок всех проблем, в том числе в энергетике, не решишь. Зима уже на дворе. Что нужно сделать сейчас, чтобы быть готовыми к таким ситуациям зимой?
- Необходимо проводить нормальные тренировки. Не просто на бумаге, а реальные тренировки. 10 ноября под руководством губернатора мы провели такую тренировку. По легенде, прошел мощный циклон, ряд населенных пунктов остались без света. Муниципальным властям поставили задачу оперативно развернуть пункты временного размещения людей. То есть отрабатывалось подключение резервных источников электроснабжения, завоз продуктов питания, воды и всего необходимого. Так вот, во многих муниципалитетах подошли к учениям формально и "развернули" все на бумаге. Губернатор потом указал им на множество недостатков в ходе учений. Он довел до глав муниципальных образований методику действий в подобных ситуациях. Учения будут проводиться и дальше.
Но я хочу сказать о другом моменте. После подтоплений местные власти оказали пострадавшим материальную помощь, помогли в ремонте жилья, у кого погиб домашний скот - возместили потери. В течение недели муниципалитеты все это сделали. Но весь мир живет по-другому. Он живет в системе страхования. В тех же Соединенных Штатах Америки, если у тебя что-то затопило, местная власть тебе помогать не будет, там все на страховании. И нам тоже надо страховаться на случаи ЧС. К этому надо пусть и не сразу, но подходить.
- Вы имеете в виду введение обязательного страхования жилья?
- И жилья, и посевов, и жизни.
Я, например, был в поселке Сокол Долинского района, где возле реки затопило дома, разговаривал с людьми. Выясняется, что их каждый год топит, но в этот раз воды было больше, в домах она стояла на полметра выше обычного. Весь дом затоплен, людей жалко, конечно. Но они мне говорят, что собираются строиться именно здесь, возле этой речки. Спрашиваю их, как можно жить в таких условиях, когда каждый год топит. Отвечают, что вода в прошлые годы обычно только на огородах стояла, мол, ходим в резиновых сапогах, здесь насыпем, там поднимем и будем дальше жить.
После наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году, к слову, президент РФ запретил строительство в тех местах, где есть угроза подтопления.
Хочется сказать и про резервы. Мы знаем, где живем, никто не гарантирует нам, что завтра при прохождении очередного циклона опять не останемся без света. Надо всегда иметь свой резервный запас: портативную газовую печь, чтобы вскипятить воды и приготовить еду, свечи, продукты питания и прочее. Это элементарные вещи! И я для своей семьи все это уже купил.http://www.interfax-russia.ru/FarEast/exclusives.asp?id=678557