24.11.2015 Хотя к компаниям выдвигается множество самых разнообразных требований, а жителей активно призывают сообщать о нарушениях, госучреждения не спешат реагировать на жалобы. В частности, как выяснила в ходе операции «Бистро Frics» передача LTV «Запрещенный прием», Государственная пожарно-спасательная служба (ГПСС) не смогла констатировать нарушения, поскольку прибыла с проверкой в нерабочее время, еще до открытия бистро. Не отреагировала на жалобу и Служба госдоходов (СГД).
Чтобы подготовить всю необходимую документацию по пожарной безопасности, Frics был вынужден за 500 евро нанять специального посредника. Проверить, насколько в итоге бистро соответствует требованиям ГПСС, решили, выдав себя за некого конкурента, который якобы пожаловался на невыполнение требований пожарной безопасности этого торгового места — отсутствие противопожарной сигнализации и другие вероятные нарушения.
Оказалось, сделать это не так просто. Первым делом команда попыталась отыскать на сайте ГПСС контакты ответственного за пожарную безопасность в Юрмале, но за неделю по указанному телефону на звонки никто так и не ответил.
Наконец журналистам удалось созвониться с центральным офисом и получить номер мобильного телефона командира 4-й части Управления Рижского региона Валдиса Дзерве. Он сообщил, что контактное лицо, чей телефон указан на сайте, сейчас в отпуске, и попросил написать заявление, поскольку устные жалобы служба не принимает.
«Мы обязательно придем на улицу Йомас и проверим конкретное кафе, составим акт его проверки, и если будут какие-то недочеты, несоответствие требуемым нормам, предъявим к исполнению», — пообещал Дзерве.
Заявление написали, но за почти полмесяца и ничего так и не произошло. По телефону в ГПСС ответили, что все в порядке, заявление принято и «передано к исполнению».
Однако проверки пожарных бистро Frics так и не дождалось. Позднее пришло письмо, в котором говорилось, что бистро посетил представитель службы и констатировал, что здание находится в состоянии консервации и, таким образом, нарушений выявить не удалось. В качестве доказательства была приложена фотография закрытого кафе.
Бистро работало каждый день, продавая посетителям картофель. Судя же по фотографии, пожарные побывали у его дверей в 11:15 утра, тогда как Frics открывался в 12, о чем красноречиво свидетельствовала вывеска. По-видимому, интерес к проверке жалобы был столь мал, что представители службы не сочли нужным зайти чуть позднее.
Между тем, наказания за нарушение требований пожарной безопасности для малых предприятий весьма суровые — согласно Кодексу об административных правонарушениях, для юридических лиц штраф может составить от 280 до 1400 евро, а при повторной констатации — до 7000 евро.
Однако не только ГПСС не спешит реагировать на сигналы жителей — остались без ответа и две жалобы в СГД, на которые никто так и не отреагировал. Одна жалоба в СГД была подана по информационному телефону от лица клиента, которому якобы не выдали чек. Другая — от лица работника, который вместо обещанной официальной получил зарплату «в конверте». Однако выяснить, что происходит с жалобами после их подачи, невозможно. Судя по всему, они либо где-то «застряли», либо так и остались на автоответчике, никем не выслушанные. Не удалось узнать судьбу жалоб и позднее, когда команда передачи «Запрещенный прием» обратилась с этим вопросом в СГД уже в качестве журналистов — во всяком случае, за время подготовки программы ответа на этот вопрос они так и не получили.
Зато на звонок анонимного «сотрудника» резво отреагировала Трудовая инспекция. Чтобы проверить, действительно ли жалобщик работает без трудового договора, в бистро прибыла бригада из четырех инспекторов. Тут же было зафиксировано нарушение, минимальный штраф за которое составляет 700 евро.
Правда, на самом деле бистро может его не оплачивать: человека, который пожаловался на Frics, на самом деле не существовало. Но инспекция даже не потрудилась это выяснить. За предоставление ложной информации, как выяснили журналисты, в данном конкретном случае Уголовный кодекс не предусматривает каких-либо санкций.
Итог журналистского исследования деятельности контролирующих органов оказался весьма неутешительным. Вопреки установленным строгим требованиям, их работа очень поверхностна и непоследовательна. Отсутствует и ясная и единая политика наказаний в зависимости от нарушений в предпринимательской деятельности — в одном случае штраф составляет пару десятков евро, а в другом — достигает и семи сотен евро.
Lsm.lv приглашает предпринимателей делиться собственным опытом общения с государственными и муниципальными учреждениями, местными органами власти, рассказывать о претензиях, расходах, отношении чиновников. Что, по-вашему, можно изменить для того, чтобы облегчить работу небольших предприятий? Пишите о своих идеях в комментариях к этой статье!http://www.lsm.lv/ru/statja/analitika/gpss-ne-obnaruzhila-narusheniy-posetiv-bistro-frics-v-nerabochee-vremja.a156379/