17.11.2015 В период с 17 по 19 ноября 2015 года МЧС России проводит плановое командно-штабное учение. Органы управления и силы МЧС России в течение трёх суток отработают взаимодействие при возникновении и ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. В командно-штабном учении примут участие силы и средства структурных подразделений Главных управлений МЧС России Центрального, Южного и Крымского федеральных округов.
Глава МЧС России Владимир Пучков назвал основной целью учения повышение уровня защищенности населения от сезонных опасностей и угроз природного и техногенного характера. По команде министра будут приведены в готовность к реагированию на возможные ЧС органы управления функциональных и территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Особое внимание будет уделено вопросам применения аэромобильных группировок в зоне ЧС, авиации и беспилотных летательных аппаратов.
По легенде учений, спасателям и органам управления предстоит реагировать на ЧС с учётом сезонных рисков, наиболее часто встречающихся на территории ЦФО и ЮФО, таких как ледяной дождь, снежные заносы на трассах федерального значения, нарушение тепло- и электроснабжения населенных пунктов, обеспечивая при этом устойчивое функционирование социально-значимых объектов и объектов экономики. Выбор данных территорий обусловлен высокой плотностью населения, широко развитой транспортной и промышленной инфраструктурой.
Второй год подряд в учениях такого масштаба принимают участие силы и средства МЧС России Республики Крым и г. Севастополя. Привлечение этих субъектов к широкомасштабному учению позволит в кратчайшие сроки на более качественном уровне подготовить пожарно-спасательные подразделения к реагированию на ЧС различного характера.
Координация командно-штабного учения возложена на органы повседневного управления РСЧС, на федеральном уровне – на Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России, в субъектах РФ – на ЦУКСы территориальных органов управления МЧС России. Под управлением НЦУКС в ходе учения будут функционировать 28 межведомственных оперативных штабов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Моделировать масштабы условных ЧС и оценивать потенциальные угрозы поможет анализ данных, полученных с помощью систем космического мониторинга и беспилотной авиации.
На первом этапе учения, подразделения МЧС России и территориальные подсистемы РСЧС отрабатывают порядок приведения в различные степени готовности, сбор личного состава и проверку состояния техники, уточняют планы оперативного реагирования, вопросы организации управления.
Особенностью второго этапа учения станет проведение совместных мероприятий федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления. В ходе проводимых заседаний комиссий по чрезвычайным ситуациям на картах будут отработаны вопросы организации, координации привлекаемых сил и средств в условиях динамичного развития ЧС, сбора, обмена информации в области защиты населения. С учетом климатической и географической специфики регионов разработан наихудший сценарий развития ЧС, включающий эффект «домино» - ситуация, при которой стихийное бедствие влечет за собой ряд техногенных ЧС.
Незамедлительно в зону условной ЧС выдвинутся подразделения, где развернут подвижные пункты управления, городки жизнеобеспечения, приступят к аварийно-спасательным и другим неотложным работам. Спасатели будут оказывать помощь условно пострадавшим гражданам, оперативно устранять нарушения в системах жизнеобеспечения. В ходе проводимых мероприятий по защите населенных пунктов, критически важных, потенциально-опасных и социально-значимых объектов особое внимание будет уделено развертыванию аэромобильных группировок и практическому использованию беспилотных летательных аппаратов.
Крупномасштабное командно-штабное учение МЧС России относится к категории превентивных мероприятий, направленных на снижение рисков возникновения ЧС и уменьшение количества людей, пострадавших в них.
Подобные мероприятия позволяют своевременно разрабатывать различные методы реагирования на новые риски с учетом глобальных политических и климатических изменений. Нестандартные «учебные» ситуации дают возможность испытывать на практике уникальные образцы пожарно-спасательной техники, внедрять инновационные технологии при оказании помощи населению и сводить к минимуму время реагирования и принятия управленческих решений в реальных кризисных ситуациях.http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/5313655/