09.10.2015 С 7 по 9 октября в Ярославле проходит V конференция «Система распределенных ситуационных центров». С докладом о реализации программно-аппаратного комплекса «Безопасный город» на конференции выступил заместитель министра МЧС России Александр Чуприян.
После выступления и обсуждения Александр Чуприян ответил на вопросы журналистов.
- Какие сложности существуют при реализации Концепции?
- На текущий момент в муниципальных образованиях имеются отдельные фрагменты обеспечения безопасности, не интегрированные между собой и не взаимодействующие в полном объеме с федеральными системами. По результатам проведенного анализа можно сделать выводы, что в настоящее время отработан только первоочередной комплекс задач по регистрации и обработке заявок и событий. На сегодняшний день не обеспечена интеграция источников информации в рамках единого информационного пространства, не решена задача его организации, в том числе, с использованием уже существующих наработок министерств и ведомств по универсальным открытым протоколам. Кроме того, необходимо выполнить большой объем работы по нормативному и финансовому обеспечению мероприятий по реализации Концепции.
- Есть ли мировые аналоги «Безопасного города»? Перенимаем опыт?
- На западе больше говорят об «умном городе» (Smart city). И в рамках этой концепции можно найти определенные аналогии.
Крайне интересны отдельные решения, например: умные дома (паспорта, датчики), умные технологии (мобильные устройства, поддержка wifi, 4G), спутниковые системы (ГЛОНАСС, GPS), умный транспорт (датчики, контроллеры, камеры), умная энергетика (энергоэфективность), умные машины (логистика общественного и частного транспорта).
Интересен опыт Лондона в части обеспечения правопорядка и безопасности дорожного движения, опыт Италии и Германии в части обеспечения безопасности на автострадах, опыт применения ситуационных центров.
Говорить о полном копировании и слепом перенятии опыта смысла нет – разные угрозы и риски, разные правовые основы, разные источники и принципы финансирования мероприятий. –
- Больной для регионов вопрос – аварии на ЖКХ, особенно зимой. «Безопасным город» чем-то поможет?
- Помощь оказывают конкретные службы. АПК «Безопасный город» - всего лишь инструмент, как мастерок для строителя или автомат для солдата. И да, как инструмент АПК «Безопасный город» может оказать необходимую помощь.
Система мониторинга теплосетей своевременно информирует ЕДДС и ДДС теплосетей об угрозе аварии или её факте, диспетчер ЕДДС пользуясь системой поддержки принятия решений в автоматизированном режиме организует информирование и координацию всех участвующих в аварии сил и средств, организует жизнеобеспечение и, при необходимости, эвакуацию населения.
Из всех сценариев реагирования на ЧС, закладываемых в АПК «Безопасный город», их мы можем выделить порядка 200, около 40% - это коммунальные аварии.
- Поможет ли «Безопасный город» снизить количество жертв при пожарах, ДТП и серьезных ЧС?
- Основная цель построения АПК «Безопасный город» – снизить гибель людей, количество жертв. И здесь хочу отметить два момента. Первый, необходимо предотвратить возникновение пожаров, ЧС, предупредить случаи ДТП. АПК «Безопасный город» - инструмент выполнения этих задач. Например, АПК «Безопасный город» должен аккумулировать статистику аварийности на каждом участке дороги, анализировать плотность транспортных потоков. На основании этих данных должны приниматься меры по оптимизации потока, изменения скоростного режима, установки светофоров. Это уже предупреждение.
Второй момент. Если беда всё-таки произошла, то применение АПК «Безопасный город» поможет существенно снизить время реагирования, локализовать причины пожара, построить эффективное взаимодействие служб и ведомств.
Согласно оценке военных специалистов, применение автоматизированных систем управления, способно увеличить эффективность применения сил в бою на 40-50%. То же самое и для «Безопасного города».
Приведу в качестве примера пожар. Для устранения пожара и его последствий нужно задействовать собственно пожарные расчеты, бригады скорой помощи, а при необходимости и силы территориального центра медицины катастроф, обеспечить оцепление зоны возгорания и проезд спецтехники – а это уже силы МВД России. Далее необходимо задействовать городские службы. Отключить электричество и газ, повысить давление в трубах, откуда пожарная техника заберет воду, подготовить пункты временного размещения для эвакуированных и так далее. Всё это требует и информационного обеспечения, и высокой координации.
- Каковы перспективы «Безопасного города»? На какой результат и когда рассчитываем?
- Построение АПК «Безопасный город» позволит значительно повысить эффективность реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения значительно снизить количество чрезвычайных ситуаций, происшествий и правонарушений, а также гибель людей и материальный ущерб при их возникновении. Этот результат должен быть достигнуть к 2020 году.
Построение «Безопасного города» позволит перейти к следующему этапу – построению «Умного города». Пилотный проект – город Циолковский (космодром «Восточный»).
Пресс-служба ГУ МЧС России по Ярославской областиhttp://www.mchsmedia.ru/focus/item/6483054/