23.09.2015 МЧС полностью провалило борьбу с торфяными пожарами в Республике Бурятия в зоне своей ответственности. Из-за его бездействия в Кабанском районе развилась крупномасштабная чрезвычайная ситуация, торфяные пожары охватили площадь около тысячи гектаров, и теперь справиться с ними не получится до весны. Задымление, вызываемое торфяными пожарами, создает угрозу жизни и здоровью населения жителей Кабанского района, а также безопасности на автомобильных и железных дорогах. Торфяники горят в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в границах объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО "Озеро Байкал".
Многочисленные торфяные пожары действуют в Кабанском районе в дельте реки Селенги в окрестностях населенных пунктов Кабанск, Посольское, Каменск, Большое Колесово, Закалтус - на расстоянии от трех до двадцати пяти километров от побережья Байкала, и примерно в семидесяти километрах от столицы республики города Улан-Удэ. Причина пожаров - массовое весеннее выжигание сухой травы без соблюдения каких бы то ни было мер пожарной безопасности, как хулиганское, так и, по всей видимости, псевдо-контролируемое. Часть пожаров, судя по свидетельствам очевидцев, действует уже второй год - в 2014 году торфяные пожары в дельте Селенги также охватили большую площадь, не были признаны и потушены, и ушли в зиму. Горят глубокозалежные осушенные торфяники, поэтому большинство очагов, скорее всего, переживет осенние дожди и зиму, и сохранится до следующего пожароопасного сезона. Весной и летом эти пожары, если не будут потушены, станут запалами сначала для новых крупномасштабных травяных палов на осушенных торфяниках, а потом и для лесных пожаров.
Схема расположения торфяных пожаров, действующих в дельте Селенги в Кабанском районе Республики Бурятия вблизи озера Байкал (пожары обозначены красными точками, Байкал - синей линией):
Изображение
Ответственность за тушение подавляющего большинства этих торфяных пожаров лежит на МЧС России. Основная часть очагов торфяных пожаров располагается на землях сельскохозяйственного назначения, преимущественно безлесных. Согласно федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", организация тушения пожаров, за исключением лесных и некоторых других (не имеющих отношения к природным территориям), относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Соглашением между МЧС России и Правительством Республики Бурятия эти полномочия переданы МЧС. Финансироваться тушение пожаров должно за счет бюджета Республики Бурятия, но организовать его тушение должно именно МЧС России силами Государственной противопожарной службы. Это соглашение утверждено распоряжением Правительства РФ от 11 апреля 2011 года № 608-р.
Очевидно, что для своевременного тушения торфяных пожаров (весной, сразу после сезона массовых травяных палов) у руководства ГУ МЧС по Республике Бурятия не хватило знаний и умения - в чрезвычайном министерстве практически нет специалистов, способных организовать эффективную борьбу с торфяными пожарами. Но даже на поздней стадии МЧС могло бы справиться с огнем, если бы добросовестно выполняло возложенные на него полномочия. Напомним: в период недавней байкальской лесопожарной катастрофы МЧС направило на тушение лесных пожаров пятьдесят тысяч человек - но до самих пожаров эти люди, за редчайшими исключениями, так и не добрались. В принципе их вполне хватило бы, даже если бы у них не было ничего, кроме лопат и ведер, для того, чтобы затушить хотя бы самые простые очаги (пятьдесят тысяч даже ничему не обученных и плохо экипированных людей на тысячу гектаров тлеющего торфа - это вполне приличная сила); но они не сделали даже этого. История с торфяными пожарами в дельте Селенги показывает, что от МЧС в борьбе с пожарами на природных территориях нет практически никакого толку - не только на тушении лесных пожаров, за борьбу с которыми отвечают органы управления лесами, но и на тушении торфяных пожаров вне лесов, за борьбу с которыми отвечает уже само МЧС. Эта история в очередной раз подтверждает очень простой вывод (для специалистов, впрочем, и без того очевидный):
при таком МЧС России, как сейчас, наши природные территории, особенно вне земель лесного фонда, обречены на частые катастрофические пожары, угрожающие жизни и здоровью людей.
Вряд ли это можно исправить, пока Государственная противопожарная служба остается в ведении МЧС России. Очевидно, что одной из главных стратегических ошибок, приведших к регулярным пожарным катастрофам последних лет, стал указ Президента РФ от 9 ноября 2001 года № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", которым Государственная противопожарная служба была передана из ведения МВД в ведение МЧС. Эта передача привела к переориентации противопожарной службы на показуху и очковтирательство, улучшение пожарной статистики за счет отказа от учета ряда категорий пожаров и их последствий, и в результате к изрядной утрате дееспособности. Очевидно, что первым шагом к восстановлению дееспособности Государственной противопожарной службы должно стать ее полное отделение от МЧС; а само МЧС, очевидно, нуждается в коренной перестройке - фактически его центральный аппарат необходимо разогнать и создать заново. Если этого не сделать до следующего года - официальная пожарная статистика продолжит улучшаться, но гореть наша страна будет еще сильнее.
17-20 сентября 2015 года противопожарная группа Гринпис России из пяти человек детально обследовала горящие торфяники в Кабанском районе, составила карту очагов тления торфа, посчитала площадь, помогла местным специалистам и добровольцам организовать срочные работы по тушению и спланировать необходимые действия на зиму и весну. Подробнее об этой работе на Лесном форуме будет написано дополнительно; сейчас все материалы, кроме тех, которые требуют дополнительной обработки, переданы местным специалистам. Кроме того, Гринпис подготовил для Генеральной прокуратуры материалы, свидетельствующие о бездействии должностных лиц ГУ МЧС по Республике Бурятия в ситуации с торфяными пожарами в Кабанском районе - информация о развитии этой истории также будет размещена на Лесном форуме позднее.
Сотрудники Гринпис дважды обращались в ГУ МЧС по Республике Бурятия и в ЦУКС по Республике Бурятия с просьбой о помощи в тушении торфяных пожаров, сообщали о работающих на тушении пожаров добровольцах, разъясняли, в чьей зоне ответственности находятся горящие торфяники. Однако, пожарные на торфяники так и не приехали, сославшись на отсутствие бензина.
Особо отметим, что отдельные очаги торфяных пожаров действуют и на землях лесного фонда - в частности, в квартале 281 Степнодворецкого участкового лесничества. Они невелики по сравнению с торфяными пожарами на землях сельхозназначения и иных категорий, но все-таки действуют до сих пор, и частично именно в лесах. В связи с этим представляются весьма странными сообщения органов управлени лесами и многочисленных СМИ, что 21 сентября 2015 года все лесные пожары в Бурятии были ликвидированы (ссылка).
Вот так выглядят сейчас некоторые очаги торфяных пожаров сверху (съемку с воздуха проводили Эдуард Батоцыренов и Евгений Грин). Поскольку незадолго до съемки прошли дожди, а всего за предшествующую неделю выпало около двенадцати миллиметров осдков, задымление сейчас не очень сильное:http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=18501