22.09.2015 Что делает руководство организации, узнав о нарушениях требований пожарной безопасности или в ожидании проверки органами надзорной деятельности?
Нет дыма без огня
Начинается поиск решения проблемы. Это не немедленное устранение нарушения, а мероприятия, требующие временных и финансовых затрат. Организация ищет пути решения, анализирует предстоящие затраты, проводит предварительные переговоры, связанные со сложностью выполнения предполагаемых технических решений и возможными последствиями как исполнения задуманного, так и неисполнения предписаний — привлечением к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 123–ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который ввел совершенно новый механизм контроля и надзора за пожарной безопасностью на объектах защиты. Им объединены многочисленные требования пожарной безопасности, действующие в России до этого. Согласно закону каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т. п.) должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска. Собственнику предоставлено право самому выбирать, как обеспечивать пожарную безопасность объекта защиты.
Что же такое пожарный аудит? Пожарный аудит, или, как его еще называют, независимая оценка пожарного риска, — это процедура обеспечения пожарной безопасности на объектах, подлежащих защите (это жилые дома, общественные здания, производственные помещения, торговые комплексы, склады, офисные центры и т. д.). Пожарный аудит представляет собой экспертную деятельность и может проводиться только серьезными уполномоченными организациями, аккредитованными Министерством чрезвычайных ситуаций.
Оценка пожарного риска не осуществляется на объектах, где в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и (или) нормативными документами по пожарной безопасности (когда система обеспечения пожарной безопасности соответствует проектной документации, установки противопожарной защиты находятся в работоспособном состоянии и эксплуатируются в соответствии с требованиями пожарной безопасности).
Аудит пожарной безопасности могут осуществлять только аккредитованные при МЧС экспертные организации. Расчеты по оценке пожарного риска могут выполняться любыми физическими и юридическими лицами без аккредитации МЧС. Как правило, пожарный аудит проводят тогда, когда требуется обнаружить отступления от правил пожарной безопасности и на основе этого спланировать дальнейшие мероприятия по их устранению. Эксперты проводят обследование здания (помещения) и близлежащей территории, а затем подготавливают письменное заключение с подробным перечислением всех выявленных нарушений. Также организация, проводящая аудит пожарной безопасности, может порекомендовать последовательность действий для скорейшего устранения всех ошибок в системе пожарной безопасности.
В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, собственник получает заключение о независимой оценке пожарного риска. Срок действия заключения — не более трех лет. Одной из заметных выгод проведения именно независимой оценки является тот факт, что по закону данный объект защиты исключается из плана плановых проверок Государственного пожарного надзора на период действия заключения.
Аудит пожарной безопасности — это услуга, предоставляемая на добровольной основе, и руководитель каждой отдельно взятой организации вправе самостоятельно решать, обратиться ли ему к независимым экспертам или довериться государственным органам.
http://www.gazetazp.ru/2015/147/3/