17.09.2015 17 сентября 2015 года в Рослесхозе состоялось заседание рабочей группы по вопросам лесного хозяйства и развития лесопромышленного комплекса Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, на котором был рассмотрен вопрос о повышении эффективности охраны лесов от пожаров. С основным докладом по этой теме выступил заместитель руководителя Рослесхоза П.О.Кукушкин, с содокладами - руководитель лесного отдела Гринпис России А.Ю.Ярошенко, заведующий кафедрой охраны лесов от пожаров ВИПКЛХ Н.А.Коршунов, министр лесного хозяйства Тверской области М.Н.Козлов, руководитель департамента лесного хозяйства по ЦФО С.Н.Штрахов и ведущий научный сотрудник Института леса им. В.Н.Сукачева А.В.Волокитина.
На совещании обсуждались общеизвестные в отрасли причины катастрофических лесных пожаров, повторяющихся в разных регионах страны уже шестой год подряд: разрушение старой системы охраны лесов от пожаров в результате принятия Лесного кодекса РФ 2006 года, нехватка финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий в сочетании с разрушением механизмов самофинансирования лесного хозяйства, недостоверность оперативной и статистической информации по пожарам, неэффективность Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), пробелы в законодательстве, старение последних выросших на реальной лесной работе поколений специалистов и т.д. Важнейшие причины катастрофических лесных пожаров, которые в последние годы широко обсуждались в профессиональном лесном сообществе и тут, на Лесном форуме, на совещании были озвучены без каких-либо умолчаний. Набор этих причин принципиально не изменился со времен лесопожарной катастрофы 2010 года - но если в 2010 году у государства еще были значительные деньги на исправление ошибок и латание дыр в системе охраны лесов от пожаров, то теперь их не осталось. Если бы проблемы, приведшие к лесопожарной катастрофе 2010 года, обсуждались столь же открыто и профессионально, как сейчас - возможно, тогда их получилось бы в основном решить, и нынешних катастроф на Байкале, в Забайкалье, Хакасии и Приамурье не случилось бы.
Сейчас ситуация изменилась очень сильно: достаточных денег в стране больше нет. Рослесхоз предпринимает возможные меры по увеличению финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий за счет целевого перераспределения некоторых лесных доходов (средств, которые будут поступать в региональные бюджеты по договорам купли-продажи лесных насаждений для малого и среднего бизнеса, платежей за право на заготовку древесины при постоянном бессрочном пользовании, платы за перевод земель лесного фонда в иные категории), а также за счет монетизации обязанностей лесопользователей по охране, защите и воспроизводству лесов - но пока не ясно, что из этого получится, и в любом случае это обеспечит лишь нормативный уровень охраны лесов от пожаров при средних условиях. Денег на то, чтобы вытащить лесное хозяйство из нищеты, закрыть экономические дыры, образовавшиеся в результате введения Лесного кодекса РФ 2006 года, и вернуть полноценную систему охраны лесов от пожаров - нет и в обозримом будущем не предвидится. Поэтому бороться с огнем в следующем году предстоит в условиях изрядной нищеты - в лучшем случае, примерно такой, как сейчас.
На заседании были приведены официальные данные об изменении ситуации с охраной лесов от пожаров за время действия нынешнего Лесного кодекса РФ.
В 2006 (до его введения) в России было 80 000 человек государственной лесной охраны - в 2014 году их стало 18828 человек.
В 2006 году в собственности организаций, осуществлявших авиационную охрану лесов, было 106 воздушных судов - в 2014 году их осталось 17.
В 2006 году численность работников парашютно-десантной пожарной службы составляла 6399 человек - в 2014 году их численность, включая федеральный резерв, составила 3738 человек.
Общая численность работников лесопожарных формирований и государственной лесной охраны за это же время снизилась примерно в пять раз.
Согласно приведенным на заседании данным, система РСЧС в части привлечения к тушению лесных пожаров дополнительных сил фактически совсем не работает. Так, в Иркутской области, согласно приведенным данным, удалось привлечь всего 5% от этих дополнительных сил (по числу людей), предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров, а в Республике Бурятия - всего 1%. Согласно сводным планам тушения лесных пожаров этих двух субъектов РФ, в общей сложности к тушению можно было привлечь больше пятнадцати тысяч человек - а по факту количество людей, привлеченных к тушению, лишь в отдельные критические дни превышало пять тысяч человек.
На заседании были приведены данные о привлечении к уголовной ответственности виновников лесных пожаров. Вот, например, цифры за 2014 год: количество лесных пожаров составило 10469, по 11268 случаям материалы были направлены для принятия решений в следственные органы МВД и органы дознания МЧС, уголовных дел в связи с пожарами было возбуждено 904, отказов в возбуждении уголовных дел было получено 4285. К уголовной ответственности в качестве виновников лесных пожаров было привлечено 32 человека. Очевидно, что при такой доле выявленных и привлеченных к ответственности виновников пожаров (0,3% от случаев, когда материалы для принятия решений направлялись в МВД или МЧС) потенциальным поджигателям леса бояться практически нечего.
Если исходить из приведенных данных, шансы у ни в чем не виновного среднестатистического жителя Российской Федерации погибнуть в результате дорожно-транспортного происшествия примерно равны шансам поджигателя леса оказаться привлеченным к уголовной ответственности. Очевидно, что если такой риск погибнуть в ДТП не удерживает людей от прогулок по улицам и пользования транспортом - то и такой риск быть уголовного наказания не может существенно повлиять на поджигателей и нарушителей правил противопожарной безопасности.
Заседание было длинным (продолжалось почти три часа) и насыщенным - в той или иной мере были обсуждены практически все крупные темы, относящиеся к охране лесов от пожаров, включая проблему травяных палов и псевдо-контролируемых выжиганий, торфяные пожары, кадровое обеспечение, невостребованность разработок академической науки и др.
Организаторами заседания был предложен набор мер (он, возможно, будет еще расширен по итогам заседания) по обеспечению более эффективной охраны лесов от пожаров:
- проработать вопрос о включении в общую отчетность данных по лесным пожарам в зоне космомониторинга второго уровня и подготовить проекты необходимых для этого нормативных правовых актов;
- проработать вопрос о наделении ФБУ "Авиалесоохрана" статусом единственного исполнителя работ по авиационной охране лесов, и подготовить необходимые для этого проекты документов;
- подготовить проекты необходимых документов для реализации механизма внешнего управления тушением лесных пожаров в субъектах РФ, не справляющихся с исполнением соответствующих переданных им полномочий;
- проработать вопрос внебюджетного финансирования мероприятий по охране и воспроизводству лесов;
- подготовить проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации сводных планов и паспортов готовности субъектов РФ к пожароопасному сезону.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=18482