15.09.2015 Сегодня на акватории Северной Двины прошли крупные учения спасательных структур МЧС России, Архангельской области, взаимодействующих структур по оказанию помощи терпящим бедствие в арктических широтах. С парохода-колесника «Гоголь» (единственного парохода такого класса в России и старейшего колесника в мире!) за учениями наблюдали заместитель Министра МЧС России Александр Чуприян и руководитель СЗРЦ МЧС России Игорь Панин, а также многочисленные участники международной конференции по обеспечению безопасности и развитию Арктики – в Архангельск приехали представители из 30 стран мира.
Перед учениями участникам продемонстрировали пожарно-спасательную технику, которая находится на вооружении спасательных структур Архангельской области. Рядом с «визитной карточкой» города, морским речным вокзалом, выстроилась техника: автоцистерны «КАМАЗ» и «Урал» — самые ходовые в пожарных частях, новенькие пожарно-спасательные «MAN» и «IVECO», 50-метровая автолестница – самая высокая в нашем гарнизоне, вездеходы «Трэкол» и «Лось», спасательные суда, автомобиль разминирования, беспилотные летательные аппараты, оборудование для глубоководных водолазных работ.
Кстати, Архангельская область – одна из первых в России, где начали создавать спасательные станции на водах. В июле 1871 года в Российской империи было организовано «Общество подания помощи при кораблекрушениях», а Окружное общество начало действовать в Архангельске уже в январе 1872 года. Интересно, что в те далекие времена спасатели тоже проводили учения!
«Ежегодно должно быть совершено не менее 4 выходов в море для упражнений, в первый же год таких выходов должно не менее одного каждый месяц, из них половина непременно в бурную погоду, второй и последующий годы — все в бурную погоду» (из спасательной инструкции 1877 года).
С 1872 по 1892 год командами спасательных станций Российского императорского Общества спасания на водах было спасено свыше семи тысяч человек!
И, конечно, современные спасатели, очень гордятся тем, как действовали их предшественники почти полтора столетия назад, имея в своем распоряжении лишь гребные суда, веревки, примитивные пробковые спасательные жилеты.
Сегодня спасатели перенимают мировой опыт и передовые технологии спасения, взаимодействуют с самыми разными структурами, но цель остается общей: прийти на помощь как можно скорее.
При попадании человека в воду, тем более в арктических широтах, счет идет даже не на часы, а на минуты. Без средств защиты человек способен сохранять движение и способность самостоятельно бороться за жизнь в течение 5 минут. После этого наступает переохлаждение и как следствие, обездвиживание и смерть.
Поэтому скорость оказания помощи – это важнейший вопрос для спасательных служб.
По легенде учений, на борту теплохода (роль «пострадавшего» судна исполнил ледокол Росморпорта «Капитан Чадаев») произошел пожар, судно село на мель, несколько человек попало за борт, один получил тяжелую травму головы. Все это сопровождалось обилием дыма и огня от пиротехники. Пожарные и спасатели спускались на терпящее бедствие судно, десантировались прыжковым методом в воду, поднимали пострадавших из воды в специальной спасательной корзине и при помощи катеров. В течение получаса гости международной арктической конференции не отрываясь смотрели за ходом учений, а по окончании – искренне благодарили спасателей за работу. Самый настоящий фурор произвел на зрителей самолет-амфибия Бе-200 ЧС, пролетевший мимо старинного колесного парохода. Интересно, что буквально на днях Бе-200 тушил лесные пожары в Забайкальском крае. Пилотировал самолет Герой России, заслуженный летчик-испытатель, командир авиационной эскадрильи Вячеслав Крицкий.
Заместитель Министра МЧС России Александр Чуприян дал высокую оценку учениям:
- Арктика – это зона повышенной ответственности МЧС России. Здесь, в Архангельске, появился один из первых Арктических спасательных центров России. Учения прошли динамично и наглядно. Основной задачей было показать взаимодействие с другими министерствами и ведомствами, Минприроды, Погранслужбы ФСБ России и МЧС России – и она была выполнена. Мы были, есть и будем в Арктике. Потому что если не мы – то кто? Нужно наращивать технический, человеческий потенциал, проводить подобные учения… Нужно наращивать мускулатуру!
Нельзя было пройти мимо знаменитого полярника, Героя Советского Союза, Героя России, исследователя полярных широт, доктора географических наук Артура Чилингарова. Человек-легенда, отдавший Северу много лет жизни, Чилингаров также сказал много теплых слов в адрес архангельских спасателей.
- Архангельск – мой любимый город, и я рад, что я снова здесь, — рассказал arh112.ru Артур Чилингаров. – Я видел многие учения МЧС России, каждый раз они совершенствуются технически, становятся все более интересны. Нам была продемонстрирована очень насыщенная программа. Я очень рад, что МЧС России растет. С Министерством по чрезвычайным ситуациям меня связывает давняя дружба, и могу сказать, что слаженность и оперативность этих учений меня впечатлили.http://нд29.рф/?p=95667