11.09.2015 Сегодня туристы, которые ехали в злополучном автобусе, пришли в турфиму «Интерлюкс тур» и заполнили заявления на компенсацию материального и морального вреда. Напомним, что рано утром 8 сентября, литовский автобус с белорусскими туристами, во время движения по немецкому автобану загорелся. Водители не сразу заметили пожар – немецкие водители легковушек сигналами дали понять, что свершилось ЧП, они сигналили и даже подрезали автобус, чтобы тот остановился. Все 66 пассажиров, среди которых было двое детей 11 и 14 лет, спаслись. Успели вытащить и чемоданы из багажного отделения, но вот ценные вещи, документы, деньги, которые были в салоне, почти никто не спас.
- Тур был недорогой, примерно 200 евро на человека, - рассказывает Жанна, которая с двумя взрослыми сыновьями как раз и ехала в этом автобусе. – Неполадку заметили еще во Франции, на санитарной остановке – протекло топливо. Водители засуетились и говорили, что это очень опасно продолжать движение, что автобус может загореться. Вроде как оторвалась форсунка. Наш гид – Елена Клевец, россиянка проживающая в Санкт-Петербурге – позвонила в Латвию, где располагается офис туристического оператора. Приехал второй автобус, водители приделали какую-то трубку и продолжили движение. Странно, что с пассажирами никто не посоветовался и не предупредил об опасности.
Когда загорелся автобус, все спали - это было ранее утро. Одну женщину, которая спала на втором этаже в уголке, и ехала одна в этой поездке, еле разбудили и успели вытолкнуть на улицу, буквально без вещей, без обуви.
- Я тоже будила сыновей. Мы были возле первой двери. Но она была заблокирована, и выскочили почти последние, уже в едком густом дыму. Сын выскочил в одних шортах и майке. Все наши паспорта, деньги, кредитные карточки, телефоны и дорогой фотоаппарат за $1250 сгорели.
Пожарная служба, скорая, полиция приехали через 15-20 минут, когда автобус уже догорал. Кстати, огнетушителя в автобусе не было, один из водителей сразу сбежал, и только второй помогал держать среднюю дверь, чтобы и ее не заблокировало. Мужчины тут же взломали багажный отсек, так как он был закрыт и стали по цепочке передавать чемоданы.
- Ценности все сгорели. Еще накануне, когда мы выселялись из гостиницы, нас предупредила гид, что в Нюрнберге мы будем весь день, пока автобус будет на отстое на парковке, а потом сразу поедем в польскую гостиницу и там никто не даст нам перепаковывать или доставать чемоданы. Поэтому все взяли много вещей с собой в салон. И все сгорело, - говорит Жанна. – У меня, например, было два мобильных телефона, паспорт, деньги, карточки. Завтра придет зарплата, а я не могу ее даже в банке снять, так как паспорта нет. Жалко и годовых виз, которые мы только-только распечатали.
Пассажиров разместили в пожарной части, куда приехали и представители Красного Креста. Им дали фрукты, воду, чай, теплые пледы, кому-то и обувь. Потом покормили, причем даже с учетом вегетарианцев. В комнате поставили раскладушки, чтобы люди могли отдохнуть, всех осмотрели.
- Еще мы должны были заполнить бланки на немецком. Мой сын, который окончил факультет международных отношений БГУ, знал английский и немного немецкий. И помогал пассажирам с заполнением. А гид ни в чем не участвовала. Она первая же побежала в душ, когда нам его предложили. Не знала она и телефонов службы спасения, их вызывала остановившаяся немка, которая увидела пожар. Кстати, уже когда мы ехали от пожарной части, слышали по радио, что из-за нас скопилась на автобане пробка из тысячи машин - будний день, все на работу ехали.
Еще в автобусе пассажиры набросали список вещей, которые сгорели, и оценили ущерб. Передали все гиду под роспись. Но на польской границе Елену ссадили, так как в Варшаве она не оформила себе документ в российском посольстве.
- Мы даже не знаем, отдала она их в Латвию или нет. В турфиме сегодня сказали, что Елена поехала в Санкт-Петербург.
- Как назад добирались?
- Ехали на 5 автобусах. Вначале немецких, потом польских, а на границе пересели в белорусский. Кстати, нас за все время покормили еще два раза. Один раз в Германии – дали по 10 евро и попросили принести чеки из Макдональдса. И один раз мы попросили в Варшаве еды, так как у нас просто не было денег, пару монет в карманах. Гид возмущалась, что немецкое гостеприимство придется оплачивать турфирме или, что ей выставят счет. А так никто больше не предложил ни еды, ни воды. Сын так в немецком пледе и в такси ехал, когда в Минск вернулись.
Уже около 20 туристов написали заявления в турфирму.
- Нам пообещали, что 24-25 сентября дадут решение по возмещению морального ущерба. Скорее всего, это будут те же 200 евро, что мы потратили на поездку. По материальному ущербу сказали, что пока не придет акт из Германии, ничего они рассматривать не будут. А ведь только у нашей семьи ущерба на 60 миллионов белорусских рублей. И намекнули, что возвращать нам деньги вообще должна виновная сторона, то есть литовская фирма-перевозчик. Но ведь мы заключали договор с минской турфирмой!
Группа туристов уже обратилась в Министерство спорта и туризма, подключилось и Министерство транспорта, которое будет проверять лицензию у литовского перевозчика – по закону ее должен иметь перевозчик, чтобы банально посадить в автобус белорусских туристов. Также группа собирается нанимать адвоката.
- А вообще у нас очень хорошая группа была. Все сработали быстро, друг другу помогали. Сегодня даже улыбались все, хотя не до смеха. В шутку кто-то предложил встречаться каждый год 8 сентября и праздновать наш общий день рождения. Вообще, чудо, что мы все остались живы.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Минская турфирма: «В течение 15 дней мы дадим ответ»
В столичной турфирме «Интерлюкс тур», которая и отправляла белорусских туристов в автобусное путешествие, естественно, знают о происшествии.
- Мы принимаем у туристов заявления. И в течение 15 дней, как это и положено по закону, дадим им ответ, - рассказал «КП» представитель турфирмы.
- И какой будет ответ? Идет ли речь о возмещении материального и морального вреда?
- Все решения будет принимать туроператор, который находится в Латвии.
- А что полагается туристам по закону?
- Я не знаю, что им полагается. Решит туроператор.
- Туристы говорят, что их не кормили после всего случившегося. Это правда?
- Туристам сразу оказали помощь, им предложили покушать.http://m.kp.by/daily/26431/3303563/
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных