06.09.2015 Все крупные лесопожарные катастрофы последних лет в нашей стране начинались со лжи - умышленного сокрытия или искажения данных о крупных лесных пожарах и связанных с ними угрозах, приводившего к несвоевременному и неадекватному реагированию на пожары на тех стадиях, на которых с ними еще можно было справиться. Ложь всегда приводила к тому, что огромные силы и средства направлялись на борьбу с пожарами слишком поздно, когда ситуация уже полностью выходила из-под контроля - тем самым огромные силы и средства, выделявшиеся государством на тушение лесных пожаров, в основном обесценивались, расходовались во многом впустую.
Есть два основных вида лесопожарной лжи:
"статистическая" ложь - сокрытие количества пожаров и пройденных ими площадей по итогам длительных учетных периодов - кварталов, лет - с учетом всевозможных уточнений и проверок (статистические данные по площадям пожаров предоставляются в Единую межведомственную информационно-статистическую систему не позднее чем на 35-й рабочий день после отчетного периода, то есть на все уточнения и проверки дается больше полутора месяцев), и
"оперативная" ложь - сокрытие реального количества и площадей действующих лесных пожаров в ежедневных и иных оперативных сводках, или дробление крупных и длительно действующих пожаров на мелкие и якобы быстро потушенные, или отражение роста пожаров в сводках с многодневной задержкой, или "липовая" локализация пожаров.
Масштабы "статистической" лесопожарной лжи за последние три года существенно сократились: если раньше в худшие в пожарном отношении годы площади, пройденные лесными пожарами, в масштабах страны занижались в пять-семь раз, то в 2014 году они были занижены всего вдвое. Возможно, итоговая лесопожарная статистика 2015 года окажется еще более правдивой (это пока не очевидно, но некоторая надежда есть).
А вот с "оперативной" лесопожарной ложью ситуация меняется медленнее, особенно по некоторым традиционно наиболее лживым в пожарном отношении субъектам РФ. Оперативная ложь внесла решающий вклад в развитие катастрофических лесных пожаров весной 2015 года в Забайкальском крае, летом - в Амурской области, Тыве и на Байкале. Катастрофические последствия пожаров в Хакасии тоже были во многом связаны с ложью - но там скрывали масштабы не лесных, а степных пожаров.
Представляется совершенно очевидным, что если не получится победить лесопожарную ложь - в 2016 году катастрофические лесные пожары в тех или иных регионах нашей страны неизбежно повторятся (особенно с учетом того, что с остальными причинами лесных пожаров - нищетой лесного хозяйства, безумным лесным законодательством, недееспособностью РСЧС и безответственностью ее руководства - государство явно не может и даже не планирует что-либо делать).
А победить лесопожарную ложь пока не получается. Еще не кончились катастрофические лесные пожары на Байкале - а соседние регионы, пережившие аналогичные катастрофы чуть раньше, уже опять врут. На утро 6 сентября 2015 года в северных районах Забайкальского края (Каларском, Тунгиро-Олекминском, Тунгокоченском) действовало не менее шести лесных пожаров общей площадью около двадцати тысяч гектаров - все на землях лесного фонда, крупнейшие из них возникли неделю и более назад. В официальную сводку по лесным пожарам, размещенную на сайте ФБУ "Авиалесоохрана" и основывающуюся на данных субъектов РФ, не попал ни один из них - в сводке пожары в Забайкальском крае вообще не отмечены!
На утро 6 сентября 2015 года в Амурской области (в Тындинском, Зейском и Мазановском районах) действовало не менее семи лесных пожаров общей площадью около тридцати тысяч гектаров - также все на землях лесного фонда, и крупнейшие также возникли более недели назад. В официальную сводку по лесным пожарам в Амурской области попали "пожаров на землях лесного фонда на площади 2111 га" - то есть данные по количеству действующих пожаров в Приамурье, возможно, соответствуют действительности, а вот по площади - радикально расходятся с ней.
Забайкальский край и Амурская область входят в число регионов-рекордсменов России по количеству, площадям и катастрофическим последствиям лесных пожаров, а также чемпионов по лесопожарной лжи. Нынешние пожары действуют вдалеке от крупных населенных пунктов и объектов инфраструктуры, в основном в труднодоступных лесах; сильно разрастись они уже не успеют - близятся осенние дожди, холода, а за ними и зима. Но то, что эти пожары не отражаются в официальных сводках, наглядно показывает, что проблема лесопожарной лжи еще очень далека от своего решения, региональные власти совершенно не боятся крупные лесные пожары скрывать, а федеральные - ничего не могут с этим поделать (или даже не хотят). За зиму ситуация вряд ли существенно изменится - а значит, новый пожароопасный сезон мы встретим с новой лесопожарной ложью, и это быстро приведет нас всех к следующим катастрофическим лесным пожарам.
Вот так сейчас выглядит ситуация с лесными пожарами на севере Забайкальского края и на прилегающем участке Амурской области (космоснимок Aqua MODIS от 6 сентября 2015 года с наложенными термоточками системы FIRMS за эту же дату):http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=18444