03.09.2015 Директор Департамента надзорной и профилактической деятельности МЧС РФ: «Основная причина пожаров — это пресловутый человеческий фактор. А если говорить как есть — беспечность и халатность»
В Сибирь, где пожары захватили сотни тысяч гектаров леса, стягиваются дополнительные резервы огнеборцев. Численность группировки, что круглые сутки на территории Сибирского федерального округа противостоит огню, составляет уже без малого 50 тысяч человек и 9000 единиц техники. И эти немалые средства мы все, как налогоплательщики, выкладываем из своего кармана за чье-то разгильдяйство. В конце концов должен настать момент, когда все затраты будут подсчитаны, а счета предъявлены. Иначе, похоже, нам никогда не удастся переломить ситуацию, что возникает каждый год как по расписанию.
Что обо всем этом думают в МЧС России, «МК» узнал у директора Департамента надзорной и профилактической деятельности ведомства, генерал-майора внутренней службы Виктора КЛИМКИНА.
Почему в России каждое лето выгорают тысячи гектаров лесов
— Виктор Иванович, что происходит в Сибири, почему пожары разгорелись с такой силой и никто вовремя не смог их остановить?
— Здесь можно говорить о нескольких факторах, поспособствовавших такому развитию ситуации. Во-первых, в этом регионе было жаркое засушливое лето с сильными ветрами, которые раздуют любой возникший в лесу огонек в пожар. Во-вторых, местные власти, которые обязаны были предвидеть, во что все это может вылиться, предпочли не напрягаться — вместо того, чтобы предпринять активные действия по тушению пожаров, некоторые ответственные начальники попросту укатили в отпуска. Как результат — очаги возгораний, которые не успели обезвредить в самом их начале, разгорелись до таких вот масштабных пожаров. Абсолютно точно охарактеризовал ситуацию на одном из заседаний рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности глава МЧС России Владимир Пучков. Он так и сказал: «Ситуацию прошляпили».
— Вы можете назвать имена или должности тех, кто «прошляпил»?
— Определением виновных должны заниматься соответствующие органы, им и делать выводы. В целом же ситуация такова. Охрана лесов от пожаров — обязанность субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Их функции в этой сфере закреплены Лесным кодексом и другими федеральными законами и нормативными актами. Но местные власти, в частности в Бурятии, не исполнили свои полномочия, неправильно оценили ситуацию, ненадлежаще провели профилактические мероприятия, упустили время для своевременного привлечения сил и средств, призванных ликвидировать пожары. Результат всех этих упущений приходится теперь ликвидировать, что называется, всем миром.
— Можете привести пример того, что не было исполнено и привело к тяжелым последствиям?
— Полномочий у местных органов власти вполне достаточно, чтобы осуществить необходимые мероприятия в рамках введенных режимов чрезвычайной ситуации и принятию дополнительных мер в соответствии с законодательством. Но, например, полномочия по лесному надзору были реализованы не в полной мере. На наш взгляд, именно на этих территориях в это время года необходимо численность надзора увеличивать. Также на местах недостаточно были отработаны планы взаимодействия на случай пожара, согласно которым должно осуществляться привлечение дополнительных сил и средств. В результате — огромные лесные территории в огне, населению угроза.
— Назовите, пожалуйста, конкретные мероприятия, которые необходимо было провести, чтобы подготовиться к пожароопасному периоду.
— Если говорить о необходимых работах на лесных территориях, то это санитарные рубки, их очистка, создание в лесах системы противопожарных барьеров, очищение от сухостоя, прореживание подлесков, прокладывание просек, противопожарных разрывов, обустройство противопожарных минерализованных полос. Кроме того, это создание необходимого количества лесопожарных формирований и их укомплектование работниками, обучение этих работников; оснащение средствами пожаротушения, техникой и спецодеждой.
— Ну, то есть неисполнимых задач среди перечисленного нет.
— Часть мероприятий требует определенных затрат. Согласно Лесному кодексу, другим федеральным законам, распоряжениям, приказам и прочим документам — то есть по закону, — охранять леса от пожаров обязаны субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления. На эти цели им выделяются средства. Рассчитываются они по площади лесов, по количеству населения, проживающего в соответствующем регионе, исходя из рисков пожарной опасности и так далее — для этого есть специальная методика, утвержденная Правительством РФ. Другой вопрос, достаточно ли этих средств и как они расходуются? Этот вопрос обязательно нужно выяснить, поскольку необходимо точно знать, в чем причина неисполнения наложенных на органы местных властей функций.
— Как должно осуществляться взаимодействие различных ведомств в случае возникновения пожара?
— Еще до начала пожароопасного периода Минприроды РФ согласовывает порядок взаимодействия всех ответственных ведомств, чтобы каждое четко знало свои задачи и полномочия. В этом году было заключено соглашение между МЧС, Минобороны, Минприроды, Минсельхозом и Рослесхозом, где был определен порядок взаимодействия как по предупреждению, так и по ликвидации природных пожаров. Осуществлять общее руководство тушением лесных и торфяных пожаров должны лесхозы. Руководить операцией по тушению, координировать действия пожарных расчетов, устанавливать их численность, определять количество техники, режим работы и так далее обязаны областные, краевые или районные чрезвычайные комиссии по борьбе с пожарами. Хочу обратить внимание, что тушение природных пожаров не является функцией МЧС России, закрепленной в законе. Наше ведомство привлекается для тушения пожаров, возникших вблизи населенных пунктов, то есть когда существует реальная угроза жизни и здоровью людей и безопасности объектов экономики.
— Кто проверяет готовность конкретного региона к пожароопасному периоду?
— Уровень готовности всех регионов определяют местные комиссии. В феврале-марте были проведены межведомственные проверки. В результате регионов, которые были бы признаны совсем не готовыми в пожароопасному сезону, не оказалось. Но 38 субъектов получили оценку «ограниченно готов», среди них Тыва, Хакасия, Забайкальский край, Иркутская область. А вот Бурятия получила оценку «готов». Но на деле, к сожалению, как показывает практика, своевременно первичные меры противопожарного обустройства населенных пунктов, садоводческих хозяйств и объектов экономики, граничащих с лесами, не исполняются. Главы муниципалитетов в местах риска должны были, например, провести опашку, что было сделано далеко не везде. У многих на момент проверок оказались не готовыми паспорта пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров.
— Какой была реакция на все эти нарушения? Кто-то попытался сделать так, чтобы все это было исправлено?
— На заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации все эти вопросы были рассмотрены. Обо всех выявленных нарушениях были проинформированы органы прокуратуры, доклад о результатах проверок был направлен в Правительство РФ.
— И все равно Сибирь вспыхнула. Судя по всему, просто необходимо отменять летние отпуска для всех «заинтересованных» должностных лиц в пожароопасных регионах, да и не только там. Теперь же разгребать чьи-то ошибки приходится и спасателям МЧС. Расскажите, как идет борьба с огнем? Какие прогнозы и что нужно сделать, чтобы все это быстрее закончилось?
— Нужно признать, что огромные расстояния и рельеф местности в регионах, где действуют пожары, осложняли борьбу с ними, поскольку, чтобы усилить группировки там, где были необходимы дополнительные силы, порой уходили дни, а то и недели. Огнеборцы были переведены на двухсменные дежурства, работа велась круглосуточно. Во всех населенных пунктах, где была хоть малейшая угроза пожара, находились наши подразделения. Как результат — 50 населенных пунктов, в которых проживают около 44 тысяч человек, и они уже спасены. Главное сейчас для МЧС — сделать все возможное, чтобы и в дальнейшем защитить от пожаров населенные пункты и объекты экономики. Это касается всех горящих регионов и особенно Иркутской области и Бурятии. Там сейчас больше всего пожаров действуют в горных местностях и труднодоступных местах. Поэтому основная надежда ложится на авиацию и мобильные группы, которые специально перебрасываются в эти районы.
Сейчас главные задачи таковы. МЧС продолжает работу с Роскосмосом по применению космического мониторинга и дистанционного зондирования земли. Эти работы, надо отметить, проводятся в условиях сильной облачности и задымленности. Рослесхозу необходимо продолжить наращивание сил парашютно-десантной службы в Бурятии и в Иркутской области. Рослесхозу и Минприроды нужно создать запасы материально-технических средств, как это сделано в МЧС России. Аналогичные резервы должны быть приготовлены также в Бурятии и Иркутской области. Кроме этого людям необходимо обеспечить смену, поскольку они работают в очень напряженном режиме.
— Кто сейчас координирует все действия в регионах тушения?
— До полной стабилизации обстановки это будет осуществлять Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России.
— Удалось как-то встряхнуть ответственных лиц на местах?
— Практически круглосуточно вот уже три недели работает рабочая группа Правительственной комиссии. Спрос с ответственных лиц идет жесткий, поскольку любое малейшее послабление способствует появлению новых очагов пожаров.
— А те, соответственно, более жестко должны спрашивать с местных жителей?
— Для уменьшения площади пожаров необходим жесткий спрос как с руководителей, так и с землепользователей. В особый противопожарный период необходимо строго соблюдать ряд правил, в том числе полный запрет на посещение лесов, в том числе и на пребывание там лесозаготовителей. Сейчас каждый человек должен понимать, что, собираясь пойти в лес для чего бы то ни было, он ставит под удар и свою собственную жизнь, и безопасность других людей.
— Будут ли сделаны какие-то выводы из нынешней ситуации?
— Совершенно очевидно, что необходимо серьезно проработать нормативную базу, регламентирующую деятельность по охране лесов от пожаров и их тушению. Прежде всего назрела необходимость ужесточить уголовную и административную ответственность лесо- и землепользователей за неисполнение требований противопожарного режима и режимов чрезвычайных ситуаций, а также невыполнение профилактических и предупредительных мероприятий. При введении режима ЧС любые работы на участках, входящих в зону ЧС, должны быть не просто ограничены, а запрещены вовсе.
Также становится совершенно понятно, что тушением лесных, торфяных и других природных пожаров должны заниматься только профессионалы, а тактики их тушения на различных местностях должны быть четко отработаны.
Необходимо дополнительно защитить природные заповедники посредством заблаговременного заключения договоров о немедленной доставке федеральных группировок пожарных и организации работы по тушению возникающих там пожаров в целом. Сейчас такие договора заключаются, когда пожар уже начинают тушить своими силами, из-за чего упускается драгоценное время.
И чуть ли не самое главное — это активная работа с людьми, пропаганда безопасности жизнедеятельности. Каждый человек должен осознавать свою ответственность за возникновение такой катастрофы, как природный пожар. Каждый должен зарубить себе на носу, что основная причина пожаров — это пресловутый человеческий фактор. А если говорить как есть — беспечность и халатность. 70% всех пожаров возникают из-за неосторожного обращения с огнем. 20% — из-за намеренных поджогов, и всего лишь 10% — по всем остальным причинам, включая воздействие природы. Цифры, на мой взгляд, самые что ни на есть «говорящие».http://www.mk.ru/social/2015/09/03/pochemu-v-rossii-kazhdoe-leto-vygorayut-tysyachi-gektarov-lesov.html