03.09.2015 Родился в Латвии, открыл бизнес в Самаре, а успеха добился в Невеле. История о молодом бизнесмене, который планирует своими автомобильными огнетушителями обеспечить больше половины России.
В Псковской области будет сосредоточено 60% производства порошковых огнетушителей всей страны, такую информацию озвучил глава региона Андрей Турчак на конференции в рамках дней Санкт-Петербурга, которые прошли на минувшей неделе в Пскове. Накануне губернатор лично посетил предприятие «Меланти-Н» в Невельском районе, которое, несмотря на кризис, не только стабильно работает, но и экспериментирует, создает новые рабочие места. Начиналось все десять лет назад – в буквальном смысле с нуля. Никакого начального капитала для зарождения собственного бизнеса у нынешнего руководителя предприятия Евгения Каплуна не было. Но было техническое и экономическое образование и четкое понимание того, что будущее – за производством...
Начинали с нуля
- Первое образование у меня техническое: я с отличием окончил Самарский государственный технический университет по специальности «Робототехника». Затем получил экономическое образование, и первое время работал по экономическим направлениям: оценка производств, оценка бизнеса, управление страховыми компаниями, - говорит Евгений Каплун.- Но к 27 годам я понял, что надо уходить в производство, поскольку именно это направление наиболее перспективно. Это было в 2005 году.
Я тогда жил в Тольятти, но развивать производство начал в Самаре. Я уже понимал, что в Тольятти будут проблемы с АвтоВАЗом, и производство открывал в областном центре, чтобы не завязываться на тольяттинский кластер.
Первый завод по производству огнетушителей создавался абсолютно с нуля - силами троих человек:
- Начинать было колоссально сложно, - отмечает Евгений. - В первые годы график работы был от 12 до 14 часов в сутки минимум. А бывало так, что выходные были один раз в три месяца. Производство – всегда очень тяжелая и дорогая вещь. Хотя она же – и очень благодарная, потому что из-под рук выходят вещи, которые в нашем случае спасают кому-то жизнь. Но при этом сам процесс запуска был очень тяжелым - и эмоционально, и финансово.
МНЕНИЕ
Я всегда сравниваю производство с большим локомотивом. Чтобы сдвинуть с места и разогнать, нужно колоссальное количество усилий. Но когда он уже начинает двигаться, становится легче. Движется по инерции. Сил нужно гораздо меньше, нужно только поддерживать.
Кризисные явления для производства – это трудно, но не смертельно. Когда локомотив разогнался, его сложно остановить. Сейчас самый стабильный бизнес (при условии правильного управления и отсутствия закредитованности) – это как раз производство. Да, нам очень тяжело, есть финансовые проблемы. Но в любом случае этот бизнес не идет под откос, даже потенциально.
Сначала было 100%-е кредитование, привлечение сторонних ресурсов под процентные ставки, а потом - годы возврата кредитов. Причем кредиты были не банковские, приходилось находить людей, договариваться, убеждать в том, что деньги будут возвращены в больших объемах. Банковская схема была невозможна, поскольку банки редко дают деньги под стартапы.
Тем не менее завод открылся и начал работу: - Вначале это было сборочное производство - из сторонних компонентов мы собирали огнетушители. Потом в течение нескольких лет запустили штамповочное производство, покраску баллонов. То есть это уже был полный цикл производства огнетушителей - от начала до конца. А так как мы все делали сами, у нас появились собственные технологии, часть которых ни в России, ни в Европе повторить не могут. Это особые способы сверхглубокой вытяжки баллонов и пайки тонких материалов. Технологии настолько редкие, что мы даже не стали их патентовать, чтобы не показывать в открытом виде основные принципы их работы.
В Псковской области Евгений Каплун оказался благодаря своему конкуренту.
- Все очень просто. Невельское предприятие было нашим основным конкурентом по производству автомобильного огнетушителя в России. Но конкуренция – это не всегда война. Иногда люди достаточно легко могут договариваться о многих вещах. Поэтому мы с владельцем завода «Меланти-Н» Андреем Вайханским много лет контактировали, делились информацией, даже частично технологиями. У нас дружеские человеческие отношения.
И когда пришел вопрос об оптимизации бизнеса, было принято решение о том, что на площадке, которая находится в Самаре, будет производиться последний не производимый нами компонент – запорно-пусковое устройство для огнетушителей. А для того, чтобы не было двух линий по производству баллонов, технологические ресурсы обоих заводов решили объединить на площадке в Невеле.
В условиях кризиса
На сегодня «Меланти-Н» - один из крупных игроков на рынке производства огнетушителей. Объемы производства у предприятия настолько большие, что оно даже не работает с розницей.
- Все наши потребители – это федеральные торговые сети, производители или продавцы автомобилей, большие оптовые покупатели, которые уже работают непосредственно с первичным рынком, с розницей. Притом наши клиенты разбросаны по всей стране.
- Помимо огнетушителей в планах развитие иных типов производств, связанных непосредственно с нашими сильными сторонами. Так как мы специалисты по глубоким вытяжкам, по баллонам и по соединению таких сложных деталей, мы решили развивать совершенно не связанное с огнетушителями направление. Я запатентовал гелиевые баллончики на базе баллонов к огнетушителям (чтобы на дому можно было для детей шарики гелием надувать), и мы их продаем по стране. Проект несколько месяцев развивается великолепно и вышел на приличные объемы.
Правда, в Псковской области пока они не продаются.
- Сейчас у нас московские дилеры, и в ближайшие несколько месяцев мы выйдем в федеральные сети. В таком случае в Псковской области это тоже появится.
Диалог с властью
Большая часть зарабатываемых денег идет на модернизацию производства. Причем половину оборудования предприятие изготавливает собственными силами. Производственные площадки позволяют делать высокотехнологичное оборудование. Поэтому даже в непростой экономической ситуации предприятие развивается. - Мы очень оптимистично смотрим на развитие. Просто какие-то процессы приходится переносить, перестраивать. Производственный бизнес в стране был правильно построен изначально, и правильные выводы были сделаны в 2008-2009 годах. Поэтому ко второй волне кризиса большинство производств были готовы и достаточно спокойно переносят ее.
- Кризисных составляющих у нас нет. Более того, со своей стороны мы показали, что можно рассчитывать на нас, - прокомментировал Евгений Каплун визит губернатора на предприятие. - Мы будем увеличивать количество рабочих мест - процентов на 30 (на сегодня на предприятии трудится 125 человек. – Прим. ред.).
Также планируется и повышение зарплат сотрудникам.
- Процесс оптимизации на заводе напрямую сказался на зарплатах. Я довожу зарплаты до своего понимания уровня выплат, при котором люди чувствуют себя спокойно, адекватно, с ними можно работать и достаточно интенсивно развиваться. Действительно, в августе у части наших работников было повышение зарплат. Сразу всем на производстве повысить зарплату не получится. Но этапами, потихонечку, мы начали этот процесс.
Что касается поддержки предприятия со стороны области, то она есть.
- Я приехал из очень высоко насыщенной производствами Самарской области. И понимаю, насколько производства могут влиять на развитие, на динамику, на налогообложение и на занятость в регионе. Нужен диалог с властью. Ведь вопрос поддержки - это не значит «дайте нам это или то». Мы находимся на месте, мы производственники. И мы можем формулировать задачи, которые могут быть полезны и для области. Только в прямом диалоге с губернатором или с правительством можно находить правильные и очень интересные решения, в том числе для развития региона.
Неофициально
- Очень люблю путешествовать. Увлекаюсь стендовой стрельбой из спортивного оружия, катаюсь на горных лыжах. Люблю активный отдых, и в Псковской области тоже планирую искать места, где можно будет отвлекаться от работы и проводить свободное время. http://pravdapskov.ru/rubric/3/12684