21.08.2015 В связи с нынешними катастрофическими лесными пожарами на Байкале многие жители России задаются вопросом: а где новые самолеты-амфибии Бе-200, которые были заказаны Правительством РФ для МЧС после катастрофических же лесных пожаров 2010 года? Отвечаем коротко и просто: их нет.
Действительно, после пожаров 2010 года и мощной рекламы "самолета-амбиции" Правительство РФ решило выделить бюджетные деньги на строительство шести новых самолетов Бе-200. Распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2011 г. № 902-р для этого были выделены 8,7 миллиардов рублей, а самолеты, согласно изначальному плану, должны были быть построены в 2014 году. Вот текст этого распоряжения (ссылка):
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 мая 2011 г. № 902-р
Одобрить предложение МЧС России, согласованное с Минфином России и Минпромторгом России, о заключении долгосрочного государственного контракта на закупку 6 самолетов Бе-200ЧС для нужд МЧС России, имея в виду, что поставка этих самолетов осуществляется в 2014 году.
Определить, что объем средств, необходимых для выполнения указанного контракта, составляет в 2012 году 2617,2 млн. рублей, в 2013 году - 3053,4 млн. рублей, в 2014 году - 2035,6 млн. рублей и в 2015 году - 1017,8 млн. рублей.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин
2014 год наступил, а самолетов этих как не было, так ии нет.
Дело в том, что в вышеуказанное распоряжение впоследствии дважды вносились изменения (распоряженими от 5 мая 2013 года № 750-р и от 19 февраля 2015 года № 268-р), и в новой редакции оно выглядит так:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 мая 2011 г. № 902-р
Одобрить предложение МЧС России, согласованное с Минфином России и Минпромторгом России, о заключении долгосрочного государственного контракта на закупку 6 самолетов Бе-200ЧС для нужд МЧС России, имея в виду, что поставка этих самолетов осуществляется до конца 2018 года.
Определить, что объем средств, необходимых для выполнения указанного контракта, составляет в 2012 году 2617,2 млн. рублей, в 2016 году - 1744,8 млн. рублей, в 2017 году - 2908 млн. рублей и в 2018 году - 1454 млн. рублей.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин
Так что поставка новых самолетов Бе-200 откладывается до 2018 года - конечно, если в стремительно пустеющем бюджете на них найдутся деньги. Если не найдутся - то постройка будет отложена еще, скорее всего, на неопределенный срок.
Но стоит ли по этому поводу сильно расстраиваться? Может быть, и не стоит. Если исходить из первоначальной редакции постановления, и условно считать стоимость самолетов в ценах 2012 года (когда за их строительство планировали заплатить - и, насколько это известно, заплатили - первую порцию денег), то каждый новый Бе-200 дожен был обойтись бюджету в 1454 миллионов рублей (почти полтора миллиарда).
Поскольку это очень большая сумма, сравним ее с другими большими суммами, имеющими отношение к охране лесов от пожаров. 2012 год, когда правительство начало платить за новые Бе-200, был рекордным по площадям пожаров, и затраты на борьбу с ними тоже оказались весьмма изрядными. По данным ЕМИСС, всего на охрану лесов России от пожаров в 2012 году было потрачено 6 857 275 750 рублей (6,9 миллиардов). То есть в рекордный для последнего десятилетия по лесным пожарам год на борьбу с ними было потрачено меньше, чем стоят пять новых самолетов Бе-200.
Но Бе-200 - это вспомогательное средство тушения пожаров, способное в некоторых специфических ситуациях оказать помощь наземным силам пожаротушения. Бе-200 не применяется в повседневной практике охраны лесов от пожаров; он пригождается главным образом при крупномасштабных ЧС - таких, как сейчас на Байкале (в Иркутской области и Бурятии). Поэтому его стоимость правильнее сравнивать не с общероссийскими затратами на охрану лесов от пожаров, а с затратами по каким-нибудь специфическим регионам.
Сравним, например, с затратами на тушение лесных пожаров по тем же Иркутской области и Республике Бурятия в том же 2012 году (он не был таким катастрофическим для Байкала, как нынешний, но и спокойным тоже не был). Затраты эти составили в сумме по двум субъектам РФ за весь 2012 год 533,7 миллионнов рублей - то есть стоимости одного Бе-200 хватило бы на охрану лесов этих двух крупных и пожароопасных регионов от пожаров в течение примерно трех лет.
В заключение отдадим дань традициям - измерим стоимость Бе-200 в ранцевых лесных огнетушителях Ермак. За те деньги, которые планировалось потратить на один Бе-200, в 2012 году можно было купить около полумиллиона стандартных РЛО Ермак-18.
Конечно, Бе-200 - красивый самолет, и во многих отношениях, видимо, лучший. На некоторых пожарах от него есть явная польза: его вид, например, успокаивает жителей, видящих, что с пожарами что-то делают. В редких ситуациях (но только при полноценной координации работы авиационных и наземных служб, и если работой руководят специалисты) Бе-200 может даже принести значительную пользу, спасти чью-то жизнь или чье-то жилье - достоверно такие случаи неизвестны, но это не значит, что их не может быть в принципе. Но стоит он так дорого, что в нашей небогатой стране (с очевидной перспективой дальнейшего обнищания) такие деньги было бы лучше потратить на более приземленные нужды - например, на нормальную зарплату работникам леса, на новое противопожарное оборудование для наземных служб, на противопожарное обустройство лесов и т.д.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=18372