21.08.2015 От работников средств массовой информации и пропаганды во многом зависит то, как органы государственной власти нашей страны реагируют на угрозы, связанные с лесными пожарами. Многие из наших государственных деятелей черпают свои познания о лесных пожарах, о том, кто и как с ними борется, именно из популярных телепрограмм, телевизионных новостей, массовой прессы (это хорошо видно по принимаемым на государственном уровне решениям). Заведомая ложь, публикуемая в СМИ, не только дезориентирует общество, но и с очень большой вероятностью приводит к принятию заведомо ошибочных управленческих решений, особенно на законодательном уровне.
К тому, что в СМИ регулярно тиражируются заведомо неверные сведения о лесных пожарах, что помогает недобросовестным чиновникам скрывать реальные масштабы лесопожарных катастроф, и даже вовсе не реагировать на них, давно уже все привыкли. Собственно, нынешняя лесопожарная катастрофа в Сибири начиналась именно с этого - с массового сокрытия начинающихся крупных пожаров. Правде было очень трудно пробиться через колоссальное количество публикаций в СМИ, выдававших сильно заниженные официальные данные за реальность.
Сейчас на первый план выходит другая неправда: о том, кто тушит лесные пожары, вплоть до самых катастрофических. Лавры победителя очень любит присваивать себе МЧС (недаром одна из популярных расшифровок его названия - "Министерство чужой славы"). Но в этом ему помогают опять же работники средств массовой информации и пропаганды - иногда, возможно, искренне заблуждаясь по поводу того, кто тушит пожары, иногда просто не желая разбираться в сути вопроса.
Это на самом деле далеко не так безобидно, как может показаться с первого взгляда. Дело отнюдь не в славе, а в том, что если у общества и изрядной части людей, обладающих властью, формируется ошибочное представление о том, что главная роль в борьбе с лесными пожарами принадлежит МЧС - по итогам катастрофических пожарных лет и решения принимаются об усилении и поддержке в первую очередь МЧС. Люди, реально тушащие основную часть лесных пожаров - работники лесного хозяйства, заповедников, национальных парков, субъектовых противопожарных служб, муниципальных организаций - остаются как бы "за кадром", их проблемы практически не рассматриваются и не решаются, и в результате к каждому следующему году страна подходит столь же неподготовленной к охране лесов от огня. Получается сплошной "день сурка", или даже "год сурка" - сплолное поощрение непричастных и наказание невиновных.
Вот пример такой дезинформации - возможно, неумышленной, но от этого не менее опасной, и не менее неприятной для тех, кто реально борется с лесными пожарами в Бурятии. Даже по официальным данным ГУ МЧС по Республике Бурятия, к тушению лесных пожаров на утро 20 августа 2015 года было привлечено 1852 человек, в том числе от самого МЧС - 151 человек (8%). 22% - почти втрое больше, чем сотрудников МЧС - было работников Агентства лесного хозяйства и подведомственных ему организаций; остальные - сотрудники региональных служб, ООПТ, мобилизованные. Руководили тушением пожаров именно работники лесопожарных организаций, не МЧС (что, кстати говоря, прямо предусматривается пунктом 17 Правил тушения лесных пожаров).
А программа Вести сообщает о том, что обуздать огненную стихию в Бурятии смогло именно МЧС. В одном заголовке этой новости сразу две неправды: во-первых, обуздать пока ничего не удалось и вряд ли удастся до осенних дождей, и во-вторых, те успехи, которые были достигнуты в борьбе с пожарами, были достигнуты прежде всего работниками лесного хозяйства. Конечно, при некоторой помощи МЧС; но одно дело - помощь, а другое дело - "удалось обуздать". Вот это сообщение (ссылка):http://www.vesti.ru/doc.html?id=2654482&cid=7
http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=18370