17.07.2015 Государственный пожарный надзор (ГПН) – это осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки. Так определено понятие ГПН в учебнике для вузов МЧС России. На сегодняшний день в название добавлено слово «федеральный», что расширило и понятие, и функции. Согласно Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ФГПН определено следующим образом: федеральный государственный пожарный надзор – это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Официальная история государственного пожарного надзора России начинает отсчёт с 18 июля 1927 года с утверждения ВЦИК и СНК РСФСР «Положения о государственном пожарном надзоре», в котором впервые законодательно утверждены функции государственного пожарного надзора: руководство, контроль и надзор за состоянием пожарной охраны и деятельностью пожарных организаций, а также объединение их работы. С создания ГПН начато планомерное осуществление профилактических мероприятий. На всех крупных промыслах и предприятиях стали проводиться пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности становятся предметом широкой агитации и пропаганды. Но созданию ГПН предшествовал многовековой период развития и становления пожарной охраны России и накопления опыта организации профилактических мер пожарной безопасности.
Первыми на Руси пожарно-профилактическими мероприятиями можно назвать возведение оборонительных каменных стен вокруг городов в XIV веке. В 1367 году по велению Великого князя Московского Дмитрия Донского Кремль был защищён каменной стеной, которая спасала его от военных пожаров. Пожары тушили сами погорельцы, поэтому выгорали целые сёла и города.
В XV веке, во время царствования Василия Васильевича II Тёмного рассматриваются вопросы о некоторых предупредительных мерах в борьбе с пожарами: подписаны указы о правилах использования открытого огня, начинают издаваться строгие законы, карающие за поджог. В 1497 году в «Судебнике» Ивана Васильевича III (сборнике законов русского государства) меры пожарной безопасности получают большее развитие: прописано требование строительства каменных зданий, снос ветхих деревянных строений, устройство противопожарных разрывов. В 1504 году по указу царя создаются первые пожарно-строевые команды, которые обязаны вести наблюдение за мерами пожарной безопасности и соблюдением порядка в городе. Возглавлял такую работу «решёточный приказчик» – прообраз участкового и пожарного инспектора (решётками делили улицы на участки), а потом его стали называть «объезжая голова» (от слов Указа, в котором говорилось: «быть в объезде»). В обязанности этих должностных лиц входили: надзор за выполнением жителями предписанных правил пожарной безопасности, вылавливание поджигателей, руководство тушением пожаров. Назначали на эту должность кого-либо из высокопоставленных чиновников государства, он был призван исполнять «Наказ о градском благочинии», изданный 30 апреля 1649 года царём Алексеем Михайловичем, в целях сбережения от уничтожающих пожаров.
Пётр I осознавал необходимость постоянного надзора за мерами обеспечения пожарной безопасности. Непосредственный контроль данной деятельности осуществляли конкретные государственные лица под руководством генерал-полицмейстера, который подчинялся только царю. Строительство Санкт-Петербурга велось по правилам предупреждения и ограничения пожаров. В результате жёсткого контроля мер пожарной безопасности при Петре I за 20 лет в Санкт-Петербурге произошло лишь 9 крупных пожаров. После смерти Петра I контроль за выполнением мер пожарной безопасности ослаб и пожары вновь захлестнули Россию.
Правителями страны были изданы множество указов, но приведённые в документах инструкции и правила пожарной безопасности оставались без должного контроля и поэтому не имели эффекта. Выгорали сёла и города, бездомные погорельцы становились нищими и просили подаяний. Тревожное положение с пожарами в государстве, равнодушие и бездействие чиновников, призванных следить за пожарной безопасностью на своих территориях, к концу XIV века дали рождение массовому движению, которое привело к созданию добровольного пожарного общества. Основная цель – популяризация пожарного дела и привлечение властей к проблемам пожарной безопасности. Силами и средствами выдающихся людей Российского государства (граф А.Д. Шереметьев, князь А.Д. Львов) организовывались передвижные выставки пожарного дела, издавались журналы, велась просветительская работа. В результате этого в 1906 году началась образовательная деятельность в пожарной охране России: в Санкт-Петербурге были организованы курсы пожарных техников.
Спустя 6 лет, 4 декабря 1912 года, подводя итоги деятельности пожарной охраны, историк Д.Н. Бородин в своём докладе в публичном заседании Императорского Российского пожарного общества подверг критике сложившуюся ситуацию в обучении пожарному делу и назвал положение безвыходным. «Одна школа пожарных техников на всю Россию обучает 10 человек в год. Это капля среди грозного пожарища. Вот почему наша необъятная родина страдает в смысле правильной постановки пожарной охраны». Им подчеркнута мысль об отсутствии образования в области пожарной безопасности как о государственной проблеме, требующей незамедлительного решения: «Брандмейстер (инструктор пожарной дружины) должен быть знаком с физикою, химиею, со строительством, технологиею, медициною, искусством, историей и статистикой. Он должен уметь читать архитектурные планы, знать расположение помещений общественных зданий и степень огнестойкости каждой части их. Он должен знать устройства печей и дымогарных труб, свойства строительных материалов, физические и химические свойства товаров, свойства легковоспламеняющихся и самовозгорающихся веществ, выделяющих дымы и газы, уметь предупредить их вредные действия. Ему не должны быть чужды действие электричества, устройство телеграфов, он должен уметь подать первоначальную помощь в случае ожога, обморока или ушиба». По сути, Д.Н. Бородин определил первые квалификационные требования для инспектора пожарного надзора, которые актуальны и сегодня.
К 1917 г. в России сложилась достаточно развитая система противопожарной безопасности, построенная на взаимодействии государственных структур, общественных организаций и населения, направленная на предупреждение и тушение пожаров, но образование данных сотрудников так и не было организовано на должном уровне.
В 1918 году на базе пожарно-страхового отдела создаются контролирующие органы - местные пожарные комитеты на основании «Положения о местных органах пожарного надзора». На эти комитеты возлагался контроль деятельности пожарной охраны, составление правил, инструкций пожарной безопасности, надзор за соблюдением требований законов и других распоряжений, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях, ведение пожарной статистики, устройство школ и курсов пожарной охраны, работа с населением.
В 1920 году был создан центральный пожарный отдел при НКВД, а в 1921 году инспекторы получили полномочия по пресечению нарушений требований пожарной безопасности. Должностных лих, уклоняющихся от выполнения противопожарных правил, привлекали к административной ответственности, а в серьёзных случаях ставили вопрос о предании виновных суду революционного трибунала.
20-30-ые годы ХХ века характеризуются большим объёмом работы по обучению и подготовке кадров для пожарной охраны. Открываются школы, курсы, пожарно-технические училища и техникумы, создаётся научный пожарно-технический комитет. В послевоенные годы на базе этих учебных заведений образуются Высшие школы МВД СССР, а сейчас это академии, университеты и институты государственной противопожарной службы МЧС России, которые готовят специалистов для пожарной охраны.
Федеральный государственный пожарный надзор сегодня – это хорошо отлаженный и укреплённый законодательством РФ механизм, который способен предотвратить пожары и гибель многих людей.
Предупреждение и защита людей от пожаров и других чрезвычайных происшествий – это огромная ответственность. Сотрудники федерального государственного пожарного надзора МЧС России – это истинные профессионалы. Их работа – наша с вами безопасность. Сегодня невозможно представить, какое количество пожаров удалось избежать благодаря именно эффективному построению госпожнадзора России и его практической реализации.
Ежедневно тысячи сотрудников отделов надзорной деятельности несут сложную службу, порой отнимающую личное время, здоровье, нервы, за что им хочется сказать искреннее человеческое «Спасибо»!http://ural.mchs.ru/pressroom/news/item/518706/