30.06.2015 Более 400 нарушений законодательства при производстве, хранении и реализации топлива выявили надзорные органы Хабаровского края. Масштабная проверка, напомним, проводилась по поручению президента России и Генеральной прокуратуры РФ во всех регионах страны в мае-июне 2015-го.
По числу недочетов в сфере выпуска и оборота горючего Хабаровский край оставил далеко позади остальные территории ДФО. Отчасти "антирекорд" объясняется тем, что оба дальневосточных нефтеперерабатывающих завода расположены именно в этом крае — в других субъектах округа собственного производства топлива нет. И все же главные виновники массовых нарушений — автозаправочные станции.
— На АЗС отсутствуют акты о зачистке резервуаров, информация об уровне замеров топлива до и после слива из автоцистерн, градуировочные таблицы на резервуары, материалы и средства для ликвидации возможных аварийных ситуаций, — перечисляет недостатки старший помощник прокурора края по взаимодействию со СМИ Валентина Глазова.
Автозаправки повсеместно игнорируют многие пункты правил технической эксплуатации АЗС, что сказывается на качестве топлива. Лабораторные пробы горючего с трех станций, расположенных вдоль трассы федерального значения "Уссури", дали неприятный результат: оно не отвечало требованиям технического регламента Таможенного союза. Откровенным враньем отличились еще три заправки, работающие в Краснофлотском и Индустриальном районах Хабаровска: бензины АИ-98 и АИ-92 на них никак не дотягивали до заявленного октанового числа. "Умельцам" грозят внеплановые проверки Росстандарта.
Большинство хабаровских автозаправочных станций грешит тем, что скрывает от покупателей часть важной информации: например, ни на топливно-раздаточном оборудовании, ни на кассовых чеках не указан экологический класс реализуемого топлива.
Большинство автозаправочных станций скрывает от покупателей часть важной информации — о марке, классе и даже объеме отпущенного топлива
Впрочем, последний "прокол" весьма распространен: пробелы в чеках обнаружились в Еврейской автономии, Приморье, на Сахалине. В Артеме (Приморский край) и Билибине (Чукотский АО) на них не значилась марка топлива, а порой даже и его количество. Несколько АЗС Южно-Сахалинска маркировали дизельное топливо V классом экологической безопасности, но в кассовых документах почему-то проставляли III класс, который на территории Российской Федерации к реализации запрещен. В Магадане спокойно продавали автомобильный бензин экокласса К3, также запрещенный в России.
Прокурорская проверка накрыла и отдельных предприимчивых товарищей.
— В Первореченском районе Владивостока гражданин торговал дизтопливом с автотопливозаправщика — автомобиля, оборудованного цистерной и шлангом с насосом, — рассказывает старший помощник прокурора Приморского края по взаимодействию со средствами массовой информации Елена Телегина. — При этом какие-либо товарно-сопроводительные документы, а также бумаги, подтверждающие происхождение и качество топлива, отсутствовали. Кассовые чеки покупателям он не выдавал, товарные накладные не оформлял.
Если фокусы с марками и чеками, а также банальный недолив бьют по карману потребителя, то нарушения требований пожарной безопасности — прямая угроза здоровью и даже жизни как автовладельцев, так и работников АЗС. Трудно найти положение противопожарных инструкций, которым бы не пренебрегли на предприятиях, каждый день имеющих дело с огне— и взрывоопасными субстанциями.
— Здания и помещения, принадлежащие АО "ННК-Камчатнефтепродукт", не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, — приводит печальный пример старший помощник прокурора Камчатского края по взаимодействию со СМИ, общественностью и правовому обеспечению Лариса Шунина. — На предприятии не соблюдаются требования к оборудованию эвакуационных выходов, на надземных резервуарах не установлены пеногенераторы, трубопроводы аварийного слива не снабжены устройствами, предупреждающими возможность передачи огня, резервуары для хранения топлива не оснащены автоматической сигнализацией и не оборудованы системами предотвращения их переполнения.
Разукомплектованные огнетушители, неисправные источники противопожарного водоснабжения, дырявая изоляция электрокабелей — привычный "букет" на нефтебазах и автозаправочных станциях Амурской, Сахалинской областей и других регионов.
Ситуацию прокомментировал Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров, к.э.н.
— Нередки случаи, когда владельцы заправок могут повысить стоимость топлива, руководствуясь не рыночными изменениями, а своей выгодой. Сейчас курс рубля нестабилен, и, возможно, таким образом заправочные станции пытаются снизить операционные потери за счет разницы курса. Не стоит забывать и о попытках недобросовестных заправщиков сэкономить на добропорядочных гражданах. В России часты случаи, когда на АЗС недоливают оплаченный объем бензина или — что хуже — реализуют некачественные смеси горючего и добавок. В результате в лучшем случае у автомобиля возрастет расход топлива, в худшем — будет нанесен непоправимый ущерб топливной системе, и покупателю потребуется вызов эвакуатора и визит в автомастерскую. А если учесть, насколько небезопасным бывает поездка по российским дорогам, особенно это касается федеральных магистралей, то аварийная остановка заглохшего авто может привести к возникновению дорожно-транспортного затора или даже явиться причиной возникновения аварии с участием других транспортных средств.
Источник — "Российская газета"http://www.dvnovosti.ru/khab/2015/06/30/35971/