30.06.2015 Правомерно ли штрафовать водителя за отсутствие огнетушителя в автомобиле?
Некоторые автомобилисты полагают, что наличие огнетушителя в транспортном средстве необходимо в основном только для того, чтобы избежать нареканий в свой адрес от инспекторов ГАИ в случае остановки с последующей проверкой транспортного средства и наложения штрафа. Но данное широко распространенное мнение ошибочно. Дело в том, что цифры сухой статистики свидетельствуют, что распространение возникшего огня в случаях, когда произошло полное сгорание транспортного средства, вполне реально можно было бы пресечь при своевременной ликвидации очага возгорания с помощью огнетушителя и тем самым предотвратить полное сгорание автомобиля. Одна из причин, по которой автомобилисты в таких серьезных случаях не используют огнетушители для ликвидации очага возгорания, заключается либо в отсутствии того самого огнетушителя, либо в наличии неработающего огнетушителя.
Таким образом, каждый автомобилист должен хранить в своем транспортном средстве огнетушитель, который должен располагаться в доступном месте, чтобы при необходимости быстро его взять и использовать по назначению.
Автомобилисты часто задают вопрос: «Имеет ли право сотрудник ГАИ выписывать штраф за отсутствие огнетушителя в легковом автомобиле? Правомерна ли проверка работником ГАИ укомплектованности автомобиля аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки?
Давайте вместе разберемся…
Аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки в обязательном порядке, в должном состоянии, должны быть в автомобиле – это четко закреплено в законодательстве. Согласно Приложению 4 к Правилам дорожного движения (Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении) запрещается участие легкового автомобиля в дорожном движении, если в нем (п.44) отсутствуют медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки. Огнетушитель должен быть исправен и сертифицирован. Медицинская аптечка должна быть укомплектована препаратами (изделиями), пригодными для использования (с действующим сроком годности), согласно перечню, утвержденному Министерством здравоохранения.
Это требование не только законно, но в первую очередь, понятно и справедливо. Любой здравомыслящий человек будет иметь эти предметы первой необходимости в своем багажнике и не только ради прохождения техосмотра, но и ради собственной безопасности. Каждый водитель наверняка вспомнит хоть один случай, когда аптечка, огнетушитель или знак аварийной остановки были очень кстати.
Итак, в ПДД есть требования по укомплектованности автомобиля. В Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь есть норма, предусматривающая административную ответственность за неисполнение этого требования. Это ч.3 ст.18.12 КоАП Республики Беларусь: «Управление транспортным средством, имеющим неисправности, за исключением неисправностей, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, либо с несоблюдением условий, при наличии которых правилами дорожного движения запрещено его участие в дорожном движении, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин».
Правила дорожного движения возлагают определенные обязанности на должностных лиц организаций в части контроля за техническим состоянием и эксплуатацией транспортных средств, так, в п.208 ПДД говорится, что должностным и иным лицам транспортных и других организаций, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать их к участию в дорожном движении и допускать водителей к управлению транспортными средствами с нарушением требований, установленных настоящими Правилами и иными актами законодательства.
Кроме того, в Положении о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, закреплено, что ГАИ в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством, организует и осуществляет контроль за соблюдением Правил дорожного движения и иных актов законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения (п.10.1).
Т.е. инспектор ГАИ имеет полное право проверить наличие аптечки и огнетушителя в транспортном средстве.
Хотелось бы дать несколько советов автомобилистам:
Если вы почувствовали в салоне запах тлеющей проводки, увидели дым - в салоне из дефлекторов воздуховода или же из-под капота - немедленно съедьте на обочину, остановитесь и выключите зажигание. Если из-под капота не вырывается открытое пламя, а виден только дым, можно, чуть приоткрыв капот, попробовать самому обнаружить источник задымления - возможно, перегрелся двигатель. На всякий случай снимите клеммы с аккумулятора.
Что делать и как вести себя в случае пожара?
Если автомобиль загорелся на ходу, немедленно остановитесь, высадите пассажиров и сами покиньте салон. Не пытайтесь заводить автомобиль и отгонять его куда-либо. Это смертельно опасно!
Сразу же сообщите о пожаре в МЧС. Если возгорание только началось, попробуйте потушить его с помощью огнетушителя.
Если пожар возник в моторном отсеке, откройте из салона замок капота, но не поднимайте его крышку полностью. В этом случае вы обеспечите свободный доступ кислорода к очагу возгорания! Сбивать пламя с двигателя нужно через щель, образовавшуюся после открытия замка капота. Открывать ее можно лишь после того, как активное горение прекратилось. После открытия капота сразу снимите клеммы с аккумулятора.
В случае если справиться с огнем самостоятельно не удалось, организуйте оцепление горящего автомобиля на безопасном расстоянии. Помните, бензин в баке может взорваться в любой момент!
Помните: во время тушения следует остерегаться обморожения. Не беритесь за раструб сифонной трубки – он сильно охлаждается во время работы огнетушителя. Кроме того, современные огнетушители нельзя переворачивать, так как огнетушащий состав перестанет поступать в трубку.
Не допускайте возможности возникновения пожара. Это будет гораздо проще и дешевле, чем тушить горящую машину. Содержите в чистоте двигатель и агрегаты, находящиеся под капотом. Помните, что потеки масла на головке блока цилиндров и картере – «питательная среда» для огня. Периодически проверяйте топливопроводы, масляные и тормозные магистрали, крепления проводов и целостность их изоляции. Повреждения в электросистеме могут вызвать искрение, а оно, в свою очередь, спровоцирует возгорание.
Безопасных Вам дорог!
Источник информации: ГАИ г. Бреста
Автор: Ст.инспектор ОАиП ГАИ УВД Брестского облисполкома Наталия Милюковаhttp://virtualbrest.by/pda.php?pdaurl=1&pdaid=33359