25.06.2015 В Российской Федерации у юридических лиц и частных предпринимателей появилась реальная возможность освободить свои объекты от государственного пожарного надзора, если они проведут независимую оценку своего пожарного риска. О том, что такое альтернативный пожарный аудит с точки зрения действующего законодательства РФ по пожарной безопасности, рассказывает Олег Читайко, начальник отдела лицензирования и сертификации управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю.
- Олег Анатольевич, что же это такое пожарный аудит, какими законодательными актами он регламентирован?
- В Российской Федерации разработана и одобрена правительством РФ концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности. В ней, в том числе предусмотрена и независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит) - это альтернатива проверке объекта пожарной инспекцией, только без наложения штрафов и приостановки деятельности помещений.
Пожарный аудит регламентирован Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 г. № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путём независимой оценки пожарного риска».
В частности, согласно Федеральному закону № 123-ФЗ собственники объектов защиты вправе самостоятельно выбирать формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Одной из таких форм является независимая оценка пожарного риска.
Таким образом, собственнику предоставляется выбор: либо его объект, как и раньше, останется под надзором пожарной охраны, либо он будет обслуживаться на договорной основе аудиторской организацией.
- Кто может являться таким аудитором?
- Независимую оценку пожарного риска (аудит пожарной безопасности) имеют право выполнять экспертные организации, аккредитованные в установленном порядке МЧС РФ и имеющие соответствующее свидетельство. На эти организации, между прочим, частично переложены функции Госпожнадзора в плане проверки противопожарного состояния объекта защиты и выдачи соответствующего заключения.
При этом, разумеется, система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом № 123-ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
- То есть саму по себе пожарную безопасность и ее правила, порядок никто не отменял?
- В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из двух условий. Первое: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. Второе: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Если независимая оценка пожарного риска на объекте проведена своевременно, это позволит аккредитованной организации (в случае несоответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты) выработать целесообразный, экономически выгодный подход по достижению требуемого, законного уровня пожарной безопасности. Можно будет также оптимизировать системы противопожарной защиты, т. е. выработать разумное и рациональное распределение финансовых средств для обеспечения пожарной безопасности без её снижения, минимизировать требования пожарной безопасности до уровня, соразмерного угрозе жизни и здоровью людей, чужому имуществу и окружающей среде при пожаре.
- Что в обязательном порядке включает в себя сам процесс независимой оценки пожарного риска?
- Анализ выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
- Проверку документального и фактического соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объекта защиты установленным требованиям.
- Проверку наличия на объекте защиты необходимых организационно-плановых документов по предупреждению пожаров.
- Анализ подготовленности руководителей и персонала объекта защиты в области пожарной безопасности.
- Проверку наличия средств пожаротушения.
- Что дает предприятию успешно проведенный пожарный аудит?
- По итогам проведения независимой оценки пожарного риска выдаётся заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, которое освобождает предприятие от плановых проверок органами государственного пожарного надзора на срок до трёх лет.
Также независимая оценка пожарного риска может являться составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности.
Сегодня пожарный аудит рекомендован в первую очередь для производственных объектов, а также для объектов, на которых не в полном объёме выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности.http://toz.khv.ru/newspaper/pozhary/audit_v_ogne_ne_gorit/