04.06.2015
Первые уголовные дела по ст.159 УК РФ (за мошенничество) может возбудить прокуратура против посреднических фирм, пытающихся обманом или путем сговора с чиновниками навязывать услуги мнимого характера больницам, школам и домам престарелых.
Коммерсанты в обход закона заключали договоры на оказание услуг якобы по передаче сигнала о пожаре от соцобъектов в пожарные части. При этом фирмы не несли никакой ответственности за доставку или недоставку сигнала, не говоря уже о том, что посредническая деятельность на рынке противопожарных госуслуг на соцобъектах законом вообще запрещена, а сама услуга является фиктивной, поскольку сигнал о пожаре в пожарную часть передает сама техника, установленная на объекте.
Деятельность коммерсантов попала также под запрет после вступления в прошлом году изменений в закон №123-ФЗ. А ранее, в 2013 году, суд в Ленинградской области отказал одной из таких посреднических фирм, пытавшейся пожаловаться на местную пожарную часть, которая отказалась включить ее устройства в федеральную схему передачи извещений о пожаре, чтобы та могла брать деньги за "услуги". Суд в решении указал, что по закону МЧС должно само устанавливать собственное автоматическое оборудование и отвечать за доставку по закрытому радиоканалу тревожного сигнала напрямую, без участия человека, от соцобоъекта на пульт пожарных частей.
Но уже тогда было ясно, что посредники не захотят упускать лакомый кусок, когда не требуется даже прилагать каких-либо усилий, а можно просто использовать ресурс МЧС, и будут всеми правдами и неправдами, путем подкупа местных чиновников, за откаты или же посредством прямого обмана директоров школ и домов престарелых пытаться навязать свои услуги. Так оно и получилось.
Сейчас в некоторых регионах страны идут прокурорские проверки в отношении такого вида надувательства. На днях итоги служебной проверки подвела прокуратура Самарской области. И они неутешительные.
В документе сказано: " …сигналы пожарной сигнализации о возникновении пожара, о состоянии систем пожарной сигнализации, в подразделение пожарной охраны с объектов пожарной защиты - зданий образовательных учреждений г.о. Самара не поступают".
Говоря простым языком, если в школах или детских садах города вспыхнет пожар, то пожарные о нем не узнают. А все потому, что чиновники департамента образования заключили договоры с коммерческими фирмами-посредниками по установке оборудования, которое не способно доставить тревожный сигнал в МЧС - сигнал поступает в частные фирмы.
Это, как указано в итогах проверки, противоречит ст. 52 федерального закона "О связи". Вызов экстренных оперативных служб на все территории России бесплатный. Сейчас материалы проверки направлены в следственные органы МВД на предмет наличия в действиях должностных лиц, получателей бюджетных средств, состава преступления по ст. 159 УК РФ - за мошенничество.
Интересно, что случись сейчас пожар в детском саду, школе или больнице, то виновных было бы не сыскать. Поскольку в МЧС заявили бы, что там не имеют никакого отношения к установке несертифицированного противопожарного оборудования на сгоревшем объекте. А коммерсанты также "умыли бы руки". Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" коммерческие структуры не несут и не могут нести ответственности за исполнение государственной функции в области обеспечения пожарной безопасности на территории РФ.
Сейчас, правда, вместо того, чтобы навести порядок в этом сегменте госуслуг и раз и навсегда на пушечный выстрел убрать фирмы-посредники от школ и больниц, нередко предпринимаются попытки легализовать деятельность коммерсантов. В регионах принимают какие-то противоречащие федеральному законодательству приказы, допуск посредников на противопожарный рынок соцобъектов пытаются оправдать созданием конкуренции либо просто незаконно подключают несертифицированное оборудование "карманных" фирм. При этом чиновники словно бы не понимают, что такими действиями государственная функция в области обеспечения пожарной безопасности перекладывается со специально созданного для этих целей государственного органа - МЧС России - на коммерческие организации.
Это не говоря уже о том, что крадутся бюджетные деньги, ведь коммерческие фирмы просто врезаются в схему прямой передачи сигнала от школы к пожарной части и получают по договору от управлений образования или здравоохранения огромные суммы по сути ни за что. Социально значимые объекты (школы, больницы, детские сады) являются "потребителями" государственной "услуги" по обеспечению раннего обнаружения пожара, что является государственной функцией МЧС России, выполняемой ведомством на безвозмездной основе. Оно обладает своим сертифицированным оборудованием, которое в посредниках не нуждается.
По материалам:
Российская Газета