29.05.2015 Есть такое понятие — «ведомственное издание». Обычно под этим скрывается нечто скучное. Однако альбом «150 лет пожарному делу в Латвии», выпущенный под предисловием начальника Государственной пожарно-спасательной службы полковника Оскарса Аболиньша, можно признать произведением полиграфического искусства и серьезной исторической работой.
Молодцы в медных касках
Первая немногочисленная пожарная команда появилась в 1845 г. в Динабурге (Даугавпилс). Рига же, сильно пострадавшая от летних пожаров 1864 г., уничтоживших значительную часть Московского форштадта, решила на следующий год создать команду пожарных-профессионалов. Так появилось Рижское добровольное пожарное общество, а вскоре дружины огнеборцев были созданы почти в сотне городов и населенных пунктов. Первым «брандмейстером» Риги был избран чиновник Иван Химиллер (1835-1976), а на пожар команда выехала 17 мая 1865 года. Горел дом... трубочиста на Александровской улице (ныне Бривибас). Этот день и считается датой рождения пожарных Латвии.
На пожертвования жителей приобретались пожарные лестницы, насосы и рукава. Среди пожарных появилась специализация — «ствольщики», «насосники», «рушители»... А в целом для обывателей они всегда были бравыми усачами, которые без страха идут в огонь и воду. Пожарные, наверняка, относятся к немногим безраздельно уважаемым в обществе профессиям, вне зависимости от формы власти на дворе.
Технический прогресс
Сообщить о пожаре по телефону в Риге стало возможным с открытием в 1882 г. первой телефонной станции. В 1910 г. Петровское добровольное пожарное общество заказало на Рижском вагонном заводе первый автомобиль «Руссо-Балт». Ныне он демонстрируется в Рижском моторном музее.
В Риге обращают на себя шедевры пожарного зодчества — неоготические депо, напоминающие средневековые замки. Строил их, не шутка, главный архитектор города Рейнхольд Шмелинг (1840-1917). В 3 из 4 возведенных по его проектам депо, по ул. Маскавас 3, Матиса 9 и Акменю 17, пожарные базируются и по сей день. Традиции!
А вот фотография либавских пожарных 1890 г. демонстрирует тогдашнюю наглядную агитацию. Здание с каланчой увешано гирляндами зелени, бело-сине-красными имперскими флагами, а наверху дважды крупно лозунг: «Alle fur Einen” — «Все за одного». По-немецки, без перевода. Вообще, пожарное дело всегда было интернациональным. Ибо смелые люди всех народов понимают друг друга. Первые погибшие рижские пожарные — Александр Василевский (1874-1923), Казимир Марцинкевич (1895-1930), Август Янно (1882-1930). А последние — Эдгарс Рейнфелдс (1988-2013), Вилнис Штейнитис (1977-2013), Сергей Ижик (1969-2013).
До I Мировой войны пожарным не раз доводилось бороться с огнем в самом центре Риги. Как бы сейчас сказали, резонансными стали пожары, в которых сгорели первый дом Латышского общества (1908) и павильон Верманского сада (1913). Во время военных действий, которые, к счастью, не сопровождались большими разрушениями Риги, пожарные оказывали медицинскую помощь солдатам и беженцам.
Независимые пожарные
В Латвийской Республике пожарное дело было структурировано — в 1921 г. созвали Первый съезд пожарных; в 1922 г. Сейм принял закон о страховании от несчастных случаев, гарантировавший охрану здоровья пожарных; в 1929 г. Латвия вступила в Международный технический комитет по предотвращению и тушению пожаров (CTIF); в 1930 г. был принят специальный Закон о борьбе с пожарами, который впервые передал руководство огнеборцами Строительному комитету МВД.
Как всегда, работы и риска было хоть отбавляй — особенно во время экономического кризиса, когда за некоторыми инцидентами вполне мог стоять злонамеренный поджог. Только в Риге в 1929-1932 гг. спалились велосипедная фабрика Лейтнера, лесопилка Хасана, спичечная фабрика «Вулкан» и завод «Проводник». Горели целые города. Так, в Лудзе в 1938 г. огонь уничтожил 370 зданий!
Если в начале независимости основным средством передвижения пожарных оставались конные упряжки, то к концу 30-х гг. по уровню автомобилизации (60 машин — могучие «Магирусы» и «Студебеккеры») Рига достигла уровня Западной Европы. Что занятно, тогда же пожарные освоили... велосипеды.
В советском строю
После советизации Латвии в депо на ул.Ханзас 5 (сейчас там Пожарный музей) была создана Школа подготовки младшего командного состава военизированной пожарной службы. Ее подчинили НКВД Латвийской ССР. А спустя уже несколько месяцев пожарные, которые принимали участие в «народных шествиях» лета 1940 г., рассказывали населению, как бороться с зажигательными бомбами (советскими).
С 1946 г. Военизированная пожарная охрана при МВД подчинена армейским уставам — Строевому, Дициплинарному, и Уставу внутренней службы. Пожарным присвоили специальные звания и выдали форму армейского образца. А на фотографии строя пожарной команды 1948 года несколько бойцов даже держат винтовки, дело серьезное... Хотя в строю — по-прежнему «американцы» — пожарные машины «Шевроле».
К концу 50-х наряду с централизованной пожарной охраной увеличилось численность добровольных команд — до 57 000 человек! В 1962 г. появилась Пожарная испытательная станция, проводящая сложные экспертизы. Ибо в те годы пожары становятся более техногенными — к примеру, при столкновении поездов на станции Шкиротава или при возгорании груза в трюме парохода «Янис Райнис». Приходилось тушить и культовые здания — Государственную филармонию, Большую эстраду в Межапарке.
Горели самые неожиданные строения: 1970 г. пожар разгорелся во временном павильоне, где готовили памятник Красным Латышским стрелкам. От огня и воды на февральском морозе гранит раскололся, и проект пришлось менять. Не удалось уберечь старые деревянные конструкции ипподрома в районе улицы Сканстес в 1978 г., зато были успешно локализованы крупные и опасные пожары Овощного павильона Центрального рынка (3 дня в ноябре 1982 г.), и при взрыве танкера «Людвиг Свобода» в Вентспилсе (март 1985 г.).
Диапазон действий латвийских пожарных-спасетелей широчайший — от чрезвычайных действий при масштабных трагедиях, подобных Золитудской, до снятия кошки с дерева. Они обучены действовать при наводнениях, химических и даже радиационных тревогах. Ну и самое основное, разумеется — борьба с пожарами. В прошлом году было потушено 12 175, плюс 6182 спасательных работ. Всего было спасено 595 человек.
Лето 1940 г., ул.13 января. Пожарные маршируют с духовым оркестром, а советские броневики за ними присматривают.
1942 г., площадь Победы. Пожарные учат бороться с советскими «зажигалками».
1978 г., горит ипподром.
1982 г., тушение пожара на Центральном рынке.
1985 г., танкер «Людвиг Свобода» взорвался и загорелся.
http://www.telegraf.lv/news/pozharnye-napisali-svoyu-istoriyu-ogony-voda-i-mednye-truby